Игра-путешествие как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Ненич Оксана Геннадьевна

Организация: ГБОУ «Школа № 1353»

Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград

В современных условиях системы дошкольного образования возникла острая необходимость в организации учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы каждый ребёнок смог проявить активность, самостоятельность и творчество.

Ведущая деятельность старшего дошкольника – игровая. Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. П. Усва, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков и др. в своих исследованиях раскрывают роль игры в воспитании и развитии дошкольников.

Детская игровая деятельность - важнейшая сфера самовыражения дошкольника, развития его «самости». Игры в полной мере выполняют свои развивающие функции, когда являются самостоятельной детской деятельностью. Именно в игре впервые начинает проявлять себя воображение — основа творческой деятельности человека.

Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки. Именно в игре ребенку предоставляется возможность пережить «ситуацию успеха», получить признание сверстников.

В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития.

Игра тесно связана с непосредственно организованной образовательной деятельностью, осуществляемой на основе комплексно-тематического подхода. Получаемые детьми представления влияют на формирование игровых интересов, находят отражение в самостоятельных играх. Особенно важны для развития игры глубина и яркость получаемых детьми впечатлений, их эмоциональная насыщенность.

А. Г. Гогоберидзе справедливо считает, что в процессе организации образовательной деятельности детей педагог должен использовать игровые технологии обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры). Игра-путешествие в данном случае выступает как оболочка — некое обрамление образовательной деятельности.

Игра-путешествие – комплексная форма организации деятельности детей, при которой решается целый ряд педагогических задач: образовательных, воспитательных, общеразвивающих.

Игра-путешествие – не просто созерцание какого-либо действа со сцены, а передвижение, чередование различных видов деятельности. Именно эта «подвижность» игры нравится детям.

В.Н. Борисова, Т.А. Макарова исследователи из Северо-Восточного федерального университета им М.К. Аммосова считают, что игра-путешествие даёт возможность объединить разные виды детской деятельности: познавательную, игровую, поисковую, трудовую, художественную, спортивную, деятельность общения и т.д.

Задачи игры-путешествия: содействие проявлению интереса и мотивации к познавательной деятельности; развитие коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности каждого ребёнка; успешная социализация дошкольников посредствам проигрывания различных социальных ролей.

Е. Ю. Ягодкина в своём исследовании «Игровая среда как фактор развития интеллектуаль­ных структур» отмечает, что цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.

Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его.

В основе технологии игры-путешествия лежит технология коллективной творческой деятельности по И.П. Иванову.

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает у дошкольников интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в данной игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность.

В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых.

В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, сюрпризы и многое другое.

Чаще всего игры-путешествия являются тематическими, т.е. содержание заданий, вопросов, этапов определяется единой темой-проблемой (например, охрана окружающей среды, культура поведения, театр, сказки и т.д.).

Игры-путешествия прежде всего направлены на развитие мировоззрения, познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональной сферы участников педагогического процесса. Они способствуют систематизации знаний, смыслотворчеству, мыследеятельности, коммуникации детей и педагогов.

Технология проведения игры-путешествия имеет свою собственную траекторию реализации и структуру. Игра разворачивается в виде единого цикла взаимосвязанных этапов: диагностического, проектировочного, реализационного, аналитического. Каждый этап имеет свою специфику и предлагает определенные способы работы педагога и воспитанников.

1 этап - создание позитивной атмосферы, психологического комфорта, способствующего вхождению детей в игру, готовности продолжать сотрудничество;

2 этап - планирование образовательной траектории в игре. На этом этапе необходимо поддержать самостоятельность мышления ребенка, активность, стремление отыскать собственный оригинальный способ решения поставленной задачи. Здесь развивается содержательно-деятельностный компонент познавательного интереса.

3 этап - реализация образовательного поиска в структуре игры проигрывание игры-путешествия.

4 этап - аналитический. Этот этап направлен на самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов. Это способствует развитию детской самооценки, умению рефлексировать собственные и чужие способы действия, понимать происходящие в себе и изменения в окружающих.

Традиционное оборудование для игры-путешествия – карты путешествия, где определены пункты назначения.

При прохождении всех этапов дошкольники приобретает следующие умения: планирование и рефлексия собственной деятельности; выстраивание партнерских отношений с различными субъектами образовательного процесса; готовность решать проблемные задачи; умение проявлять собственный интерес и иметь опыт его обсуждения; умение проявлять инициативность на культурной предметности; умение обратиться за информацией к взрослым и детям; умение работать в группе.

Продолжительность игры-путешествия зависит от педагогических задач. Игра-путешествие может проводится в рамках занятия, но можно спланировать на целый день, неделю и т.д.

Преимущество игры-путешествия в том, что она может быть адаптирована к любому содержанию (различные образовательные области, направления воспитания, виды деятельности, компоненты социального опыта и т.д.).

Таким образом, именно технология «Игра-путешествие» имеет огромные педагогические возможности и может стать эффективным средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Венгер, Л.А. Психология. - М.: Дрофа, 2015. - 336 с.
  2. Висангириева, Е.Д. Проектирование социокультурной предметно-пространственной среды развития дошкольника. Методическое пособие. - Ростов-н/Д: РГПУ, 2012. - 127 с.
  3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Мозаика-Синтез, 2006, - 180 с.
  4. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2013. - 512 с.
  5. Игра дошкольника / под ред. С.А. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
  6. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов: - Мн.: Университетское, 2015. – 95 с.
  7. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / под ред. Т.А.Марковой. - М.,2012. – 165 с.
  8. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н.Н. Подьякова, Н.Я. Михайленко. - М., 2005. - 190 с.
  9. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М.: Академия, 2011. - 320 с.
  10. Ягодкина, Е. Ю. Игровая среда как фактор развития интеллектуальных структур: автореф. дисс…канд. пед. наук, - СПб., 2004. -30 с.

 

 

Опубликовано: 20.01.2019