Проектный метод как средство развития познавательной активности дошкольника

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Скудина Александра Михайловна

Организация: ГБОУ «Школа № 1353»

Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград

Вопрос о проектном методе впервые поднял Джон Дьюи в 19 веке. Тему проективной методики продолжил Уильям Херд Киллпатрик, разработавший, впоследствии, «проектную систему обучения». Суть проектной системы обучения, по мнению автора, заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь в реальную деятельность, дети овладевают новыми знаниями.

В основе проективного метода - идея о направленности познавательной деятельности детей на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием ребёнка, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В.Х. Килпатрик в своей статье «Метод проектов» (1918) определяет это понятие как «от души выполняемый замысел».

Метод проектов в России известен с 1905 года: группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого внедряла этот метод в образовательную практику.

Использование метода проектов в отечественных школах связано с именами таких педагогов, как В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев. Педагоги считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств и так далее.

На сегодняшний день цель метода проектов остается прежней - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Проектная деятельность заняла определённое место в дошкольном воспитании и образовании. В настоящее время опыт работы по реализации исследовательских проектов старшими дошкольниками представлен в работах А.И. Савенкова, А. Данюковой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Б.В. Хозиева, Е. Евдокимовой.

В современном информационном обществе проектный метод становится особенно актуальным. Основной целью метода проектов, которая привлекает к себе педагогов, является понимание детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Необходимо добавить: целями проектной деятельности выступает не только необходимость дошкольниками понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления.

Сегодня метод проектов широко используете в практике дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.

Проект (в переводе с греческого) - это путь исследования, т. е специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Педагогическая деятельность по методу проектов включает в себя:

  1. Обозначение социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.
  2. Планирование действий по разрешению проблемы, т.е. составление плана реализации самого проекта, а также определение вида продукта и формы презентации.
  3. Поиск информации, которая затем будет обработана, осмысленна и представлена участниками проектной группы.
  4. Результатом работы над проектом, является продукт.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Метод проектов эффективен для развития свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов даёт ребёнку:

  • возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания;
  • развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет дошкольнику успешно социализироваться.
  • предоставляет детям возможность самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем.

Проектная деятельность дает возможность педагогам и родителям воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества детей, навыки партнерского взаимодействия, повышает качество образовательного процесса; служит развитию критического и творческого мышления, а также способствует повышению компетентности педагогов.

Основные этапы проектной деятельности:

1.Педагог помогает детям выбрать интересную и посильную задачу на определенный отрезок времени.

2.Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Презентация проекта.

Проекты классифицируются:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.

Типы проектов:

1.Исследовательские проекты. Требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

2.Информационные проекты. Получение и обработка информации, результат представляет собой доклад, альбом с рисунками и фотографиями, презентацию.

3.Творческие проекты. Такие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Педагоги и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

4.Игровые (приключенческие) проекты. Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

5.Практико-ориентированные проекты. Такие проекты отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

6.Открытые проекты. Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.

Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

7.Индивидуальные и коллективные проекты.

Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует свои способности.

8.Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие - монопроектами.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Используемые источники

  1. Боровлева, А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования [Текст]/ А.В. Боровлева// - Управление ДОУ: методический журнал для педагогов детского сада. - 2009 - №7-C.37-42.
  2. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность [Текст] /М.Г. Бурнышева //Дошкольная педагогика: методический журнал для педагогов детского сада. – 2011. - N 3.-С.18-23.
  3. Близнецова, В.С Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ [Текст]/ В.С. Близнецова// Справочник старшего воспитателя: методический журнал для педагогов детского сада. – 2009. - №9.- С.21-30.
  4. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход [Текст] / Н.Е. Веракса// «Перемены». Педагогический журнал. -2000. -№1. -С. 21-39.
  5. Евдокимова, Е. С. Проект как мотивация к познанию [Текст] /Е.С. Евдокимова// Дошкольное воспитание: методический журнал для педагогов детского сада - 2003. - №3. –С.24-29.
  6. Литвиненко, С.В. Развитие познавательной активности в преддошкольный период /С.В.Литвиненко// Журнал научно-педагогической информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.paedagogia.ru/2010/41-04/208-litvinenko.
  7. Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 8. – С. 46-48.
  8. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения [Текст] // Дошкольное воспитание: методический журнал для педагогов детского сада.- 2007. - №3. – С.15-18.

 

Опубликовано: 20.01.2019