Экологическая тропинка как форма эколого–развивающей среды в работе с детьми дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Родина Екатерина Валерьевна

Организация: ГБОУ СОШ с. Воскресенка СП ДС «Рябинка»

Населенный пункт: Самарская область, п. Журавли

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде, в мире природы.

Учебная экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении.

Задания выполняются во время экскурсий и занятий. Создание экологической тропы на территории детского сада требует определенных условий: наличие естественного ландшафта, организации разнообразной экологически ориентированной деятельности детей – познавательной, трудовой, художественной, создание условий для экологического образования воспитателей и родителей. Экологическая тропа для дошкольников может быть проложена в городском парке или других зонах отдыха, непосредственно на территории детского сада и, как самый лучший вариант, на загородной даче. С помощью экологической тропы решаются многие педагогические и психологические задачи:

  • сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний
  • формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными
  • руководство чувственно-эмоциональными, интеллектуальными реакциями на окружающую среду
  • воспитание привычки заботится о природе и ее обитателях, при необходимости оказывать действенную помощь
  • учить видеть взаимосвязь явлений в природе. делать выводы
  • воспитывать эстетические чувства
  • самовоспитание средствами природы, воспитание любви к Родине
  • укрепление дружеских взаимоотношений между детьми
  • развитие творчества, воображения, мышления, внимания

Создание экологической тропы начинается с организационной работы по изготовлению карты-схемы территории детского сада или его участка. Разрабатывается маршрут, подготавливаются стенды и указатели. В итоге оформляется обязательный документ – паспорт, где указывается местонахождение экологической тропы, основные задачи, дается краткое описание маршрута.

Объектами экологической тропы могут быть: памятники природы, редкие для данной местности растения или старые деревья, растущие на территории детского сада, лекарственные травы, специально высаженные на участке, уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе, питомник, где можно выращивать саженцы растений и цветов.

Участок для труда — специально оборудованный уголок со скамейками под навесом от солнца и дождя, где вместе с детьми можно мастерить сувениры из природного материал, скворечники, кормушки для птиц.

Зону отдыха можно оборудовать деревянными скамейками, пеньками, стволами деревьев. Экологическая тропа оформляется информационными стендами, щитами в соответствии с возрастом детей. Главное в оформлении – образность и цветовое сочетание. Для младшего и среднего возраста изображения на стендах должны быть яркими, конкретными, доступными по содержанию. Для старших дошкольников изображения могут быть схематичными и не обязательно цветными.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что оно строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы. Сам процесс создания и последующего использования тропы несет в себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подтверждает и многолетний практический опыт. Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию. Организация тропы вместе с дошкольниками дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Для того, чтобы дошкольники получали больше впечатлений и приобретали практический опыт общения с природой, необходимо постоянное взаимодействие детей с ее объектами. Экологическая тропа, расположенная непосредственно на территории детского сада позволяет систематически проводить наблюдения за живой и неживой природой, экспериментировать. Получать представления о жизни и среде обитания некоторых живых существ, животных и птиц. Любое время года прекрасно и содержит таинства закономерных проявлений жизни: то нежное весеннее возрождение и красочное осеннее увядание. То зимняя дремота под снегом и буйное поспевание плодов в пышной летней зелени. Дошкольнику важно показать закономерную последовательность роста и развития всего живого, его зависимость от сезонных факторов внешне среды. Работа на экологической тропе учит детей бережному отношению к окружающей природе. наблюдению. Дает представления об экспериментальной и природоохранительной деятельности , воспитывает настоящих патриотов всего живого. Дети учатся выделять отдельные явления, обобщать признаки, делать выводы. Интерес к работе на экологической тропе поддерживается использованием игровых приемов. Эффектами неожиданности, «необычными открытиями» среди привычных явлений и объектов природы. При составлении календарного плана работы на экологической тропе учитывается возраст детей, их познавательные способности, время года, возможности тропы. В планы могут включатся разные приемы и методы ознакомления дошкольников с работой на природных объектах. Одновременно с ознакомительными мероприятиями планируется и ознакомление детей с сезонными работами и трудом взрослых. Важно, чтобы дети поняли: деятельность людей тесно связана с окружающей природой. Принимая посильное участие в разных видах трудовой деятельности на экологической тропе, дети начинают чувствовать себя причастными к окружающему миру природы.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропинки - включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников.

В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, старые пни, муравейники, гнёзда птиц на деревьях, красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, огороды, альпийская горка и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоёмов за пределами территории детского сада. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических ситуаций и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе.

Создавая экологическую тропинку необходимо знать, что это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. В состав видовых точек экологической тропинки включаются те объекты, которые уже есть на территории. В дальнейшем можно дополнить тропинку новыми точками. Эффективнее всего организовать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении «Экологического паспорта».

 

Опубликовано: 28.12.2018