Русская народная сказка как эффективное средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Хасанова Лилия Султановна

Организация: ГБОУ «Школа № 1353»

Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград

Овладение родным языком, развитие связной речи, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как основа воспитания и обучения детей.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы.

Одним из эффективных средств развития связной речи детей дошкольного возраста является русская народная сказка.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Народная сказка есть повествовательный фольклорный жанр, это рассказ, передаваемый из поколения в поколение путем устной речи.

Крупнейший исследователь сказок А.И. Никифоров писал: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».

В.Я. Пропп сказал про сказку: «Универсальность сказки, ее повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь».

Л.С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком.

В. Оклендер считает, что сказки уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребенку, как никакая другая форма искусства. Сказки обладают глубочайшим знанием, смыслом, они действительно попадают в самую точку, когда речь идет об основных всеобщих эмоциях: любви, ненависти, страхе, гневе, чувстве одиночества, изоляции и утраты. Сказки и народные сказания, подобно народной музыке, имеют глубокие корни в истории человечества и заключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались веками

Л.Б. Фесюкова предлагает несколько методов и приемов, способствующих развитию связной речи посредством сказки:

  • составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку».
  • найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
  • разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер);
  • объяснить этимологию слова;
  • произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его;
  • постановка проблемного вопроса (почему, зачем, каким образом, а если бы и др.).

Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой на современном этапе образования. Главной и отличительной чертой общества на данный момент является подмена живого человеческого общения общением через гаджеты, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Русская народная сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно при подготовке ребёнка к школе.

Существуют эффективные методы и приёмы развития связной речи посредством сказки:

  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, картин;
  • Словесные: пересказ, сочинение сказок, беседы после прочтение сказки (развитие умения рассуждать, отвечать на вопрос полным ответом)
  • Игровые: дидактические игры, игры-упражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры.

Таким образом, роль русской народной сказки в развитии у дошкольников правильной устной речи огромна. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Делают устную речь эмоциональной, образной, красивой.

 

Список литературы

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 2005. – 400с.- 30000 экз. – ISBN 576950521-4
  2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 2003. – 158с.- 30000 экз. – ISBN 5-7695-0391-2
  3. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В.Гербова.-М.: Просвещение, 2006. - 175с.- 10000 экз.
  4. Комарова Т.С., Соломенникова О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.- 96с.
  5. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н.С.Карпинская.– М.: Педагогика, 2008.-400с.-300000экз.
  6. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение,2002. -128 с., ил.
  7. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 2003.
  8. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 2009.
  9. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] / М.Р.Львов.– М.: Просвещение,- 2009.-10000 экз.
  10. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М., 2010.
  11. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] / А.И.Максаков.-– М.: Просвещение,- 2011. – 159с.
  12. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 2005.
  13. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / В.И.Рождественская, Е.И.Радина – М.: Просвещение, 2007.-432с.-20000 экз.
  14. Сохин Ф.А. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. Учебное пособие/ - 2- е изд.- М.: Издательство Московского психолого- социального института: Воронеж: Издательство НПО « МОДЭК» 2009. – 224с
  15. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новоторцева.- Ярославль.: ТОО “Гринго”, 2005.- 240с.-35000 экз.- ISBN 5-88723-009-6
  16. Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду [Текст] / Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова.- М.: Школьная пресса, 2008.- 128с.- 15000 экз.- ISBN 5-9219-0142-3
  17. Запорожца А.В. и .Лисиной М.И.. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) [Текст] / – М.: Педагогика, 2004.-336с.-20000 экз.
  18. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 223с.
  19. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / В.И.Рождественская, Е.И.Радина – М.: Просвещение, 2006.-432с.-20000 экз.
  20. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О.И.Соловьева.– М.: Просвещение, 2006.-176с.- 200000 экз.
  21. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца. – М.: Просвещение, 2011.- 400с.-30000экз.
  22. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.-М.: Владос, 2004.- 288с.-10000 экз.- ISBN 5-691-00871-4
  23. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.[Текст] / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев. – М.: Просвещение, 2004.-323с.-10000 экз.
  24. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 2001.
  25. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. – М.: Просвещение, 2001.-234 с.-10000 экз.
  26. Хрестоматия по детской литературе / Сост. А.Л. Табенкина. – М.: Просвещение, 2002.
  27. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.[Текст] / Под ред. В.В.Гербовой. – М.: Просвещение, 2011.-234с.

 

 

Опубликовано: 24.11.2018