Конференция «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании в ДОУ»

Конференция: Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Слепова Елена Александровна

Организация: МДОУ-д/с№14

Населенный пункт: Московская область, г. Жуковский

  1. В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающая технология» прочно вошло в образовательную систему, начиная с ДОУ.

По статистике, только 10% детей поступают в школу абсолютно здоровыми. За последние годы в России состояние дошкольников постонно ухудшается.

  1. «Здоровье сберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
  2. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на расширение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

В действующем Законе «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности». Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, ее духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

Одной из главных задач ДОУ- создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека- проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.

Цель: создание устойчивой мотивации и потребности в сохранинии своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья детей,
  • формирования привычки к здоровому образу жизни,
  • профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата,
  • развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умение управлять своим телом.

Внедрение здоровье сберегающих технологий в практическую деятельность музыкального руководителя- проведение танцевальной гимнастики на занятиях. Использование элементов танцевальной гимнастики со средней группы. Важен грамотный подбор музыкального материала, и использование зажигательной, ритмичной музыки (120 тактов в минуту), которая приятна и полезна ребенку. Упражнения должны быть простыми по структуре и хорошо знакомы детям.

  1. Формы использования здоровьесберегающих технологий

Наиболее интересно испольвать здоровьесберегающие технологии во время проведения праздников, досугов.

Веселье во время праздников, развлечений, игр имеют важное оздоровительное значение. Возникающие положительные эмоции рассматриваются учеными, как надежный антистрессовый фактор, предупреждающий развитие каких- либо нарушений в деятельностиьнервной, сердечно-сосудистой и других систем.

  1. Методы, направленные на развитие двигательной активности.
  • наглядные методы, ( показ движений),
  • словесные методы, (объяснение),
  • логоритмика, (совершенствование общей моторики, регуляции общего тонуса, активизации внимания и памяти),
  • музыкотерапия, (использования музыки для лечения детских неврозов, помогает справиться со стрессом, регулирует дыхание).

6. Большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ образовательных программ таких, как, например программа оздоровления М.Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья». Она направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, снижения зрения у детей и повышениии сопротивляемости организма различным повреждающим факторам внешенй среды. Программа рекомендована для работы с детьми всех возрастных групп и адресована не только инструкторам физо, но и музыкальным руководителям ДОУ.

Развивающая предметно- пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей. Образовательное пространство должно быть оснащено техническими средствами обучения и воспитания, в том числе расходным игровым, спортивным, игровым оздоровительным оборудованием, интвентарем. Организация образовательного пространства должно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды всвязи с изменениями интересов детей, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

7.Организация развивающей среды ДОУ.

В каждой группе необходимо создать уголок здоровья, в котором находится оборудование для занятий спортом. 1. В музыкальном уголке: музыкально- дидактические игры, детские музыкальные инструменты, альбом с иллюстрациями песен, игр. 2.В театральном уголке: разнообразные куклы игрушки, куклы би-ба-бо, маски, детская ширма, фланелеграф. Для оздоровления воздушной среды используется лампа кварцевания. Подбор мебели по росту детей.

В соответствии с требованиями ФГОС в группах организуется развивающая среды так: уголок здоровья, музыкальный уголок, театральный уголок, уголок природы, игровой уголок, уголок красоты, картотека (карточки с физкультурными упражнениями, картотеки музыкальных игр).

8. Значение музыкально- ритмических движений в музыкальном воспитании.

Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. На музыкальных занятиях дети приобретают навыки выразительного движения. Здесь важно перед выполнением движений правильно занять исходное положение, соблюдать коородинацию движений рук и ног, следить за осанкой. Здесь важно соблюдать следующие принципы: систематичность, последовательность, постепенность, последовательность, повторность.

  1. Оздоровительная работа должна проводиться в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Наиболее интересными являются праздники, дни здоровья, содержание которых определено какой- либо одной темой. Это музыкальные, музыкально-спортивных праздниках «Мама, папа я – дружная семья», «Наша спортивная семья», «День здоровья», «Праздник чая».

Основная цель таких праздников заключается в том, чтобы помочь детям понять необходимость собственного участия в сохранении и приобретении своего здоровья: нужно правильно питаться, заниматься физкультурой, следить за чистотой и быть аккуратными.

Большое значение в музыкальном воспитании по прежнему остается выразительное исполнение музыки. Музыка побуждает ребенка к движению. Исполнение музыки музыкальным руководителем должно быть ярко и выразительно. Большое значение в музыкальном воспитании является исполнение и подбор соответствующего музыкального материала»: «Песенка про умывание» муз. Богатырева (мультфильм «Маша и Медведь» , Песня «Физкульт-ура», муз. Чичкова), танец «Зверобика» муз Савельева, танец «Робинзоны», Танец «Солнышко лучистое».

Движения в танцах укрепляют опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки, развитию музыкальности. Я использую спортивные танцы, такие, как «Нано- техно», «Робинзоны», «Маленькие звезды» включающие в себя общеразвивающие, силовые, акробатические упражнения, элементы, художественной гимнастики, прыжки, бег, танцевальные движения с элементами современных танцев.

10. Результат использования «здоровьесберегающих технологий»

  • снимается эмоциональное и мышечное напряжение,
  • снижается импульсивность, излишняя двигательная активность, тревога, агрессия, уменьшается заболеваемость,
  • развивается внимание, восприятие, речь, воображение,
  • развивается чувство ритма, общая и мелкая моторика, координация движений,
  • развиваются игровые навыки, произвольное поведение,

 

11.Список используемой литературы:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. Мозаика-Синтез. 2012.
  2. Детский фитнес. Академия фитнеса М. 2006.
  3. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников. М. Сфера. 2007.
  4. «Физическое развитие детей в детском саду». Щербак. Ярославль. Академия развития. 2008.
  5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М. 2003.
  6. Здоровый дошкольник. Социально- оздоровительная технология 21 века. /Антонов. Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. М 2003.
Опубликовано: 25.10.2018