Здоровьесберегающая среда как условие физического и психического здоровья детей

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Хафизова Гузель Рамиловна

Организация: МАДОУ «Детский сад № 76»

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно». Н.М.Амосов.

Здоровье сберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Большую часть времени в ДОУ ребёнок проводит в группе. Поэтому

в нашем учреждение создана обстановка, обеспечивающая психологический, интеллектуальный и физический комфорт детей, способствующая соблюдению баланса активности и отдыха, коллективной и индивидуальной деятельности. Помещение выдержана в спокойных, светлых тонах, что создаёт комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей.

Следуя структуре построения среды, педагоги образовательного учреждения придерживаются принципов мобильности среды, её соразмерности, стильности оформления, доброкачественности, соответствия возрастным особенностям детей.

Физкультурно-оздоровительная среда включает в себя наличие нестандартного оборудования, оборудование для корригирующей гимнастики ( «Массажная дорожка», «Массажный валик для ног», «Массажеры», «Массажеры для мышц спины и шеи», «Массажные мячики», «Ромашка»), оборудование для закаливающих процедур, атрибуты к подвижным играм.

Физкультурный инвентарь удовлетворяет потребности детей разного уровня физической подготовленности в движении и в двигательных предпочтениях в зависимости от пола.

Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков.

В групповых комнатах организованы специальные уголки и зоны, способствующий сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта. Это уголки приветствия (стенд «Здравствуй, я пришел!»), уголки достижений ( «Звезда недели», «Копилка добрых дел»), уголок гнева ( «Стульчик злости», «Подушка-колотушка», «Мешочек для крика», «Ковер дружбы), уголок поздравлений, зоны воды и песка, зона уединения, уголок сенсорного развития.

В процессе образовательной деятельности педагоги включают игры-массажи, пальчиковые гимнастики со словами. Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Музыкально-развивающая микросреда, направленная на решение целевых ориентиров представляет собой центры эстетического развития, где представлены разнообразные материалы для приобщения детей к музыкально-эстетической и оздоровительной деятельности. Педагоги и узкие специалисты в повседневной жизни использует полифункциональное игровое оборудование (открытые ширмы, модули); уголок ряженья, театр кукол и т.д. Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду(например, с помощью модулей…), заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов (включить музыку, уединятся, организовывать театральную деятельность и т.д.), а взрослым — возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки, следя за дозированностью звучания музыки в группе. Весь музыкальный материал, электронные презентации тщательно подбирается педагогами в соответствии с возрастом детей, их музыкальными способностями, ориентируясь на ФГОС.

Разработан материал в помощь молодым педагогам, отражающий содержание по созданию единой развивающей оздоровительной среды. На данный момент обновлено содержание моделирования с учётом здоровье сберегающих технологий, систематизирована подборка музыки для режимных моментов, для релаксации, для динамических пауз и комплексов утренней гимнастики. В организационных методических сборниках добавлены консультации для педагогов по данной теме, которые помогают им лучше ориентироваться в оздоровительном процессе.

Даже самая совершенная оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. В образовательном учреждение стало традицией проведения совместно с родителями таких праздников, как «23 февраля», разнообразные конкурсы к «8 Марта», спортивные развлечения. Нами используются в работе с родителями такие методы, как:

Анкетирование

- Беседы на тему «Оздоровительная работа в группе» на родительских собраниях

- Индивидуальные консультации

Организация обратной связи «Почтовый ящик»

- Наглядная информация в уголках родителей по укреплению и сохранению здоровья детей

- Консультации

- Выставки книг (подборки педагогической и психологической литературы) об укреплении и сохранении психофизического здоровья ребёнка

- Показы открытых мероприятий с использованием здоровье сберегающих технологий.

Там, где действия педагога совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, наибольший.

Применение в работе здоровье сберегающих образовательных технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса:

  • способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,
  • способствует формированию потребности в двигательной активности,
  • способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой,
  • позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,
  • формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей

 

 

Литература

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  2. Змановский Ю. Ф. Воспитательно- оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. /Ю. Ф. Змановский// Дошкольное воспитание. -1993.-№9.
  3. Колесникова Т. Воспитание у ребенка потребности быть здоровым. / Т. Колесникова// Дошкольное воспитание. -2007.-№1
  4. Латохина Л. И. Как быть здоровым душой и телом. / Л. И. Латохина// Дошкольное воспитание. -1999.-№10.
  5. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка. /М. Рунова// Дошкольное воспитание. -1999.-№6.




 



.




 

Опубликовано: 23.10.2018