Значение понимания и вербализации эмоций у детей

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Дуденкова Елена Александровна

Организация: МБДОУ д/с 26 комбинированного вида «Сказка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Кстово

Все чаще педагоги в своей воспитательной деятельности используют выражения «эмоциональной неадекватности», «эмоциональных нарушений». За этими понятиями стоят страхи, тревога, чрезмерная плаксивость, обидчивость, капризы, чувство подавленности и одиночества. Не только детям, но и взрослым бывает не просто разобраться в своих чувствах.

В последнее время в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка, но при этом эмоциональной сфере уделяется недостаточное внимание. Умственное развитие ребенка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Ведь дети часто находятся в «плену» своих чувств, так как еще не умеют управлять ими, что приводит к излишней импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми, повышенному уровню тревожности, неустойчивости настроения, вспыльчивости, замкнутости. Поэтому, так важно научить ребенка распознавать и выражать свои эмоции.

Слабая дифференцированность эмоциональной сферы, т.е. неспособность распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей, недостаточная рефлексивность, а также запрет на внешнее проявление негативных эмоций (страх, гнев, обида) может стать предпосылкой для развития психосоматических заболеваний. Важно признавать право за теми эмоциями, которые испытывает ребенок, и также научить детей и взрослых прямо говорить о тех чувствах, которые они переживают.

Всем приятно ощущать себя довольным, счастливым, радостным, гордым. Эти чувства помогают отличать радостные события от обыденных, показывают, что мы добились цели, удовлетворили потребность. Некоторые чувства сигнализируют нам о том, что что-то не так. Страх предупреждает нас об опасности, позволяя быстро найти способ защиты, останавливает от совершения рискованных действий. Если опираться на свои чувства, то сможешь позаботиться о себе, избежать опасности. Есть чувства, которые вспыхивают как красный свет светофора, и говорят, что человеку нужна помощь. Например, эмоция гнева возникает в ситуации, где есть препятствие необходимой для организма потребности. И человек направляет свой гнев на препятствие, которое должно быть быстро и надежно устранено из ситуации. Злость или гнев говорит, что происходит что-то неправильное и надо отстоять что-то важное ;надо что-то изменить, переделать или уничтожить. Злость заставляет собрать волю в кулак, почувствовать свою мощь и порой подсказывает, в каком направлении действовать.

За жалобами на плаксивость может стоять как грусть, печаль, так и обида. Чувство грусти и печали помогают понять, чего людям не хватает в данный момент, что нет рядом чего – то важного или кого-то любимого. Если ребенку что-то неясно, грустно, одиноко, значит, он не получил того, что необходимо. Погрустив о несбывшемся, поплакав, можно завершить цикл контакта, прощаясь с мыслью немедленно получить желаемое. Часто взрослые, видя печального ребенка, тревожатся: все ли с ним в порядке или пугаются: вдруг заболел ребенок. Их тревога и страх мешают ребенку проделать внутреннюю работу по расставанию с чем-то важным для него: потерянной игрушкой, уехавшим другом, надеждой получить подарок и т.д. Наиболее подходящий способ помочь человеку пережить потерю, разделить его грусть, и вместе с ним найти утешение, поделиться надеждой на что-то хорошее, что еще случится в будущем.

 

Обида – реакция на разрушение слияния с кем-то или чем-то и содержит в себе страх, раздражение, рассеянность и передачу ответственности за удовлетворение потребности другому человеку. Это выученная эмоция.

Есть еще одно неприятное чувство, которое взрослые часто провоцируют у детей намеренно в воспитательных целях – это стыд. Стыд указывает на то, что ты не такой, каким тебя хотят видеть окружающие, ты не соответствуешь ожиданиям. Когда человек стыдится, он, словно старается занимать меньше места, ему трудно смотреть в глаза другим.

Работа с чувствами помогают человеку осознавать границы своих возможностей, четко формулировать потребность, осознать ресурсы, имеющиеся в наличии для достижения потребности, необходимость обратиться за помощью и суметь принять ее. Поэтому актуальна и важна работа, направленная на развитие и коррекцию эмоциональной сферы.

У детей, начиная с 2,5 лет вербализация эмоционального состояния возникает в виде глаголов, имеющих отношение к данному эмоциональному состоянию «любит», «плачет», и оценочные категории «плохой», «хороший», «нравится, не нравится». В возрасте 3,5-5 лет дети начинают пользоваться определениями «злой», «добрый», «веселый» и глаголами «плачет», «смеется». Грусть и гнев дети могут охарактеризовать как «плохое настроение».

Ближе к 5 годам становится доступно дифференциация обозначения эмоциональных состояний «сердитый», «грустный», «веселый», «страшно, испугался». В 6 лет возникают более точные определения «недовольный, рассерженный». Дети до 6 летнего возраста стремятся изобразить мимически увиденные ими эмоции. После 7 лет ребенок должен быть в состоянии адекватно понять и вербализовать практически все базовые эмоции, выраженные в лицевой экспрессии.

Пониманию проблем и чувств ребенка способствует обучение родителей и педагогов технике «активного слушания». Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. При этом применяются такие приемы, как пересказ, отражение чувств, уточнение, резюмирование. Более подробно данную технику следует рассмотреть в отдельной статье.

Что дает активное слушание?

  1. Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Интенсивность злости становится меньше. Дети меньше боятся негативных чувств; видят, что взрослые понимают их.
  2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
  3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы, и довольно быстро начинают активно слушать окружающих. Формируется самоконтроль и ответственность ребенка.
  4. «Активное слушание» помогает установить доверительные отношения с детьми.

Ниже представлена памятка - раздаточный материал, который будет полезен и воспитателям, и родителям. Навык практического применения данной методики требует времени и усилий.

Активное слушание

(памятка для педагогов и родителей)

Использование техники «активного слушания» способствует пониманию проблем и чувств ребенка. Данная техника показывает, что взрослый понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее, признать чувства ребенка.

Активно слушать ребенка- значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Приемы: Пересказ, Отражение чувств, уточнение, резюмирование.

Пересказ – это изложение своими словами того, что сказал ребенок, он может быть полным или кратким, с выделением важного. Здесь «ключевые слова» такие:

«Ты говоришь….», « Как я понимаю…», «Другими словами, ты считаешь…».

Родитель, который может повторить слова ребенка, помогает ему разобраться в собственных чувствах и мыслях. Такое повторение должно использоваться, когда это необходимо, и отвечать потребностям ребенка.

Уточнение(выяснение) относится непосредственно к содержанию того, о чем говорит ребенок, с целью уточнить или выяснить чего-либо: «Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?», «Ты именно в четверг не хочешь идти в детский сад?»

Уточнение также может относиться ко всему высказыванию собеседника – «Объясни, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?», «Может быть расскажешь про это поподробнее?».

Уточнение нужно отличать от выспрашивания( «А зачем ты это сказал?», «Почему ты его обидел?»). Такое выспрашивание может разрушить желание говорящего (ребенка) сообщать что – либо.

Отражение чувств – это проговаривание чувств, которые испытывает другой человек ( ребенок).

«Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным», «Похоже, ты сильно разозлился» (чувства называются в утвердительной форме, а не в форме вопроса)

Резюмирование - используется в разговорах, продолжительной беседе.

«Итак, мы договорились с тобой, что…», «Твоими основными идеями являются…»

Подведение итогов требует вашего внимания и умения кратко изложить свою и чужую мысль в итоге.

Основные правила активного слушания

  • Повернитесь к ребенку лицом, так чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.
  • Избегайте вопросительных интонаций. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме, так как это показывает, что взрослый настроился на «эмоциональную волну» ребенка, что он слышит и принимает его огорчение, боль, злость, страх. Важно, чтобы ребенок не чувствовал осуждение этих эмоций!( злиться можно, а драться нельзя, бояться – не стыдно)
  • Важно в беседе «держать паузу». После каждой родительской реплики лучше всего помолчать, дав возможность ребенку осознать и принять свои чувства и одновременно полнее почувствовать искренние намерения взрослого.

 

 

Что дает активное слушание?

  • Исчезает или , по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Интенсивность злости становится меньше. Дети меньше боятся негативных чувств, видят, что взрослые понимают их.
  • Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше. Иногда в одной беседе разматывается целый клубок проблем и огорчений.
  • Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы и довольно быстро начинает активно слушать окружающих. Формируется самоконтроль и ответственность ребенка.
  • Активное слушание помогает установить доверительные отношения с детьми.

 

Влиять на ребенка в каких то негативных для родителя ситуациях лучше с помощью техники «Я – сообщения»( то есть, когда нас что то не устраивает, мы говорим ребенку от своего лица, о себе)

Используя «Ты», родитель нарушает коммуникацию, вызывает чувство вины у ребенка, обиды и горечи. А с помощью «Я» родитель доносит до ребенка свою мысль более мягко, информируя его о чувствах и желаниях родителя.

Событие - «Когда …., если….»

Ваша реакция – «Я чувствую…»

Предпочитаемый вами исход – «Мне хотелось бы, чтобы…», « Я предпочел…», «Я был бы рад…»

Например: «Когда я вижу грязные руки, у меня мурашки по спине бегают»

То есть тут первая цель таких высказываний – не заставить кого то что то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности. В такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.

Хорошо использовать в подобных ситуациях констатацию фактов – поведения ребенка путем описания. Например, «Ты держишь колготки и ходишь с ними по комнате» - дети не всегда ведь осознают свои привычные и спонтанные действия.

Если поведение ребенка желательно в какой то ситуации и родитель хочет вдохновить его на дальнейшие подобные действия, нужно делать акцент на том, как он старался, например «Ты с таким усердием и с таким терпением выполняешь этот рисунок»

Все приведенные правила работают и в отношении людей любого возраста! Помогают в ежедневном конструктивном взаимодействии!

УСПЕХОВ!

Список использованной литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком, как?
  2. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция
  3. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников
  4. Хухлаева О.В. В каждом ребенке солнце

 

Опубликовано: 10.10.2018