Игровая деятельность детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Ненич Оксана Геннадьевна

Организация: ГБОУ «Школа №1353»

Населенный пункт: г. Москва

В требованиях ФГОС ДО, в частности в пункте 2.7 игровая деятельность детей дошкольного возраста определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его всестороннего развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Индивидуальные и возрастные особенности ребёнка, способности и наклонности определяют содержательный контекст игрового процесса.

В требованиях ФГОС ДО в пункте 4.6 подчёркивается важность игровой деятельности в развитии социально-коммуникативных основ поведения дошкольников, а также использование игровой деятельности в повышении эффективности образовательного процесса:

  1. Развитие интереса. Процесс обучения в игровой форме доставляет удовольствие и радость дошкольникам, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.
  2. Самопознание и самореализация. Ребёнок в игровой деятельности познаёт не только окружающую его действительность, но изучает свой внутренний мир, учится проявлять инициативность и самостоятельность, высказывать своё мнение и рассуждать, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре.
  3. Развитие навыков сотрудничества. Совместная детская игровая деятельность помогает дошкольнику развивать психологические навыки солидарности, обучает действовать в коллективе. Также, игровая деятельность учит ребёнка слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является практическим тренингом по разрешению конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, развивает чувство справедливости и собственного достоинства.
  4. Успешная социализация. Дошкольник в игровой деятельности учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества и учится следовать нормам и правилам принятым в обществе.
  5. Развитие коммуникативных навыков. Дети дошкольного возраста в игровой деятельности развивают диалогическую, монологическую, связную речь, учатся правильно передавать информацию и самостоятельно решать проблемы взаимопонимания.
  6. Игровая терапия. Игровая деятельность помогает ребёнку в преодолении трудностей, нейтрализует стрессовое напряжение.

Существуют важные принципы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста: исключение принуждения детей педагогом; игровая деятельность должна предоставить дошкольнику положительные эмоции от самого процесса; обязательно должен присутствовать творческий характер, построенный на принципе инициативности, импровизации и неординарности; необходимость присутствия эмоционального азарта, проявляющегося в духе соперничества и конкуренции; следование правилам игры.

Самостоятельная игровая деятельность дошкольников: сюжетно-отобразительная; сюжетно-ролевая игра; режиссёрская постановка; театрализованная импровизация.

Совместная организованная игровая деятельность: дидактические игры, сюжетные дидактические игры, дидактические игры с музыкальным сопровождением, игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами; подвижные игры разного уровня интенсивности.
Игровая деятельность, являющиеся формой отдыха или сменой деятельности: развлекающие игры; интеллектуальные головоломки и состязания; календарные и тематические праздники, карнавальные представления; театрально-костюмированные; народные игры.
Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста по требованиям ФГОС ДО

Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте проходит три фазы: в начале педагог является инициатором игры и автором сюжета, затем требуется только подсказка взрослого, и, наконец, дошкольник развивает свои игровые навыки до уровня самостоятельной игры.

Во второй младшей группе детская игра строится вокруг незамысловатого сюжета, постепенно педагог вводит детей в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации; у детей происходит понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах.

В средней группе расширяется диапазон игр, дошкольник понимает необходимость соблюдения правил, происходит обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета.

В старшей группе происходит дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности.

В подготовительной группе происходит построение детского сообщества на принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддерживается детская инициативность и самоорганизация, включаются элементы ролевого диалога, творческое фантазирование в условиях самобытной игровой среды.

Существуют определённые требования к организации и проведению игровой детской деятельности. Наиболее эффективными моделями поведения педагога являются:

  1. Педагог вдохновитель, организатор и координатор игры на основе заранее продуманного сюжета;
  2. Педагог включается в организованную детьми игру, занимая равную позицию с игроками, оказывает воздействие на ход игры общими для всех способами.
  3. Педагог предлагает новый персонаж, придумывает поворот сюжета, и т. п.

Для того чтобы игры дошкольников были интересными и разнообразными требуется проведение серьёзной работы со стороны педагогов по вовлечению дошкольников в познавательную деятельность (пункт 2.6 ФГОС ДО). Педагогу необходимо умело направлять дошкольников на занимательную, но в то же время полезную игровую деятельность, опираясь на инициативность детей, развивать детскую любознательность.

Список источников

  1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие/ В.П. Арсентьева. - М.: ФОРУМ, 2009. - 144 с.
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 192 с.
  3. Вахитова Г. Х. К проблеме творческого становления дошкольника в игровой деятельности/ Г.Х Вахитова// Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015, №2.
  4. Головченко И.А. Игровая деятельность - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста/ И.А. Головченко//Конференция: Детство, отрочество, юность в контексте научного знания
  5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 128 с.
  6. Дубнякова А.И. К проблеме игровой деятельности современных дошкольников/ А.И. Дубнякова// Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки.
  7. Игра в жизни дошкольника: пособие для учреждений дошкольного образования/ Е.А. Панько [и др.]; под ред.Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн.: Нац. Ин-т образования, 2012. - 184
  8. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод. Пособие для воспитателей/ О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2015. - 96 с.
  9. Колодяжная Т.П., Маркарян И.А., Согомоньян Н.В., Мордвиненко Н.Э.Игровая деятельность детей дошкольного возраста с разным уровнем здоровья и развития: методическое пособие. - М, 2016. - 534 с.
  10. Пичугина Н.О., Ассаулова С.В., Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова, Г.А. Айдашева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 384 с.


 

Опубликовано: 01.10.2018