Социально-ориентированные игры с детьми старшего дошкольного возраста

Конференция: Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО

Автор: Каукина Светлана Владимировна

Организация: МБДОУ детский сад №11

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Павлово

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5 направлений развития и образования детей: социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие; физическое развитие.

По ФГОС определено социально-коммуникативное направление, задачами которого являются следующие:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В работе с детьми дошкольного возраста педагоги часто встречаются с проблемами взаимоотношений между дошкольниками, с конфликтными ситуациями. В группе между воспитанниками во время игр, совместной деятельности и на занятиях формируется широкий диапазон взаимоотношений, и не всегда они складываются благополучно. Дети порой не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. И мы, педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, а для решения этих проблем важную роль играет развитие социально – коммуникативных навыков у детей.

Социально – коммуникативное развитие охватывает все виды деятельности: и игровую, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальную и двигательную. Игра является ведущей детской деятельностью. А общение – важным элементом любой игры. Игра дает возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Игры социально-коммуникативной направленности я условно разделила на 3 группы: игры-мирилки; дидактические игры; подвижные игры.

Существует много игр на развитие социально-коммуникативных качеств, используемых педагогами, но мне хотелось бы остановиться и рассказать об играх, сделанных своими руками, в изготовлении которых принимали участие воспитатели, родители и дети.

Первая группа игр – игры – мирилки. Умение мириться - очень важный навык. Взрослые должны научить ребенка прощать, это поможет в жизни. Всем известно, что игра детей без ссор не обходится. Мирилки и были придуманы на этот случай. Мирилки - это волшебные добрые стишки на случай ссоры, помогающие мириться и прощать все обиды, ведь так сложно произнести порой первые слова примирения.

В каждой группе детского сада есть игры-мирилки. И часто воспитатели изготавливают их вместе с детьми. Считаю важной задачей воспитателя найти интересный способ для примирения детей, ведь сплоченность детского коллектива это залог успеха.

Вторая группа – дидактические игры – это такие игры, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Множество дидактических игр развивают социально- коммуникативные качества у детей.

Например, дидактическая игра «Конструктор эмоций». Данная игра познакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций и чувств.

Данное пособие полезно для детей младшего и старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Игры и упражнения проводятся с группой, парами и индивидуально. Используются в любой части дня в зависимости от ситуации. Для примера приведём несколько вариантов работы с игрой:

1 вариант: Предложить детям собрать ту или иную эмоцию, обсудить, почему у созданного персонажа такое настроение, что у него случилось. Или помочь герою сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а затем придумать историю.

2 вариант: Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают историю, при этом составляют то или иное выражение лица «эмоцию».

Социально-коммуникативное развитие прослеживается и в подвижных играх. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным инструментом, способствующим развитию как физических так и умственных способностей. Ведь в подвижной игре происходит освоение нравственных норм, правил поведения, идёт общение друг с другом. Подвижные игры располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Во время игр дети учатся объединяться в игровой коллектив, соблюдая правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий. Дети приобретают опыт общения в коллективе сверстников, а значит в дальнейшем им будет легче принять те правила, которые ему будет предлагать общество в котором они живут.

 

Опубликовано: 01.10.2018