Особенности внутрисемейных отношений и моделей воспитания

Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО

Автор: Кислова Наталья Сергеевна

Организация: МДОУ детский сад комбинированного вида «Лада»

Населенный пункт: Московская область, г. Черноголовка

Для специалистов, работающих с различными категориями детей с речевой патологией, взаимодействие с родителями приобретает все большую значимость (Т.Н.Волковская, Л.М.Крапивина, Ю.В.Микляева, Н.А.Гегелия, Г.А.Волкова). Важную роль играет сотрудничество между логопедическим детским садом и семьей. В публикациях последних лет описываются основные формы работы с родителями, приводимые в специализированных учреждениях, приводятся методические рекомендации, которыми следует руководствоваться родителям в домашних условиях (Ткачева В.В., 2008).

По Харчеву «семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Разные семьи отличаются друг от друга по своей структуре: по своему составу, культурному и идеологическому стилю каждая семья является уникальной, что, в свою очередь, обуславливает уникальность процесса семейных взаимоотношений (Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., 2004).

Семейное воспитание – это система взаимоотношений родителей с детьми. Ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Родители должны знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию адекватного поведения и ведут к трудновоспитуемости и деформации личности. Причины ошибок в семейном воспитании детей с отклонениями в развитии можно условно разделить на три группы:

  • низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей о возрастных особенностях их ребенка;
  • личностные особенности родителей, влияющие на характер взаимоотношений с ребенком;
  • «социальный барьер» (позиция социума), способствующий замыканию родителей на собственных проблемах и препятствующий их преодолению.

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. К нарушениям подобного вида относятся: неоднозначное понимание родителями семейных ролей главы семьи, мужа, жены; завышение требований, предъявляемые родителями к детям, несовместимость нравственных позиций супругов. На процесс воспитания влияет и загруженность родителя на работе, усталость, неорганизованный быт, собственное здоровье.

Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения, любви. Не все родители обладают этими свойствами (Ткачева В.В., 2007).

Т.М.Мишина выделяет три основных типа нарушений супружеских взаимоотношений у «невротических супружеских пар»: с отношением соперничества, псевдосотрудничества и изоляции.

Соперничество. Структура отношений носит противоречивый, дружелюбно-враждебный характер. Оба партнера характеризуются незрелостью, несформированностью семейной роли и оказываются не в состоянии принимать не себя ответственность. Конфликты могут быть представлены как противоречия главным образом в сферах заботы и опеки.

Псевдосотрудничество. С внешней стороны отношения этого типа выглядят ровными и согласованными. Поводы к возникновению конфликтов в семье лежат во внесемейной сфере и связаны с индивидуальными трудностями и неудачами, касающимися работы или общения.

Изоляция. В совместной деятельности супруги остаются эмоционально обособленными, оказываются не заинтересованными друг в друге как в муже и жене.

В основном семейных конфликтов, т.е. дисгармоничного взаимодействия, лежит неадекватность восприятия (Д.А.Петровская), незрелые отношения, служащие удовлетворению и поддержанию «невротических» потребностей в соперничестве, доминантности, защите, опеке (Т.М.Мишина).

Семьи с нарушенными отношениями не могут самостоятельно решать возникающие в семейной жизни противоречия и конфликты.

В результате длительного существующего конфликта у членов семьи наблюдается снижение социальной и психологической адаптации, отсутствие способности к совместной деятельности (неспособность к согласованности в вопросах воспитания детей). Уровень психологического напряжения в семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к эмоциональным нарушениям, неврастеническим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

Таким образом, дисгармония в супружеских отношениях создает неблагоприяный фон для эмоционального развития ребенка и может стать источником возникновения преневротического патохаракторологического радикала.

Помимо воздействия на развитие ребенка в семье со стороны супружеских отношений многими авторами изучались непосредственно детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания.

Были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения:

  • принятие и любовь
  • явное отвержение
  • излишняя требовательность
  • чрезмерная опека.

Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, Д.Н.Исаев считают, что решающим фактором, который формирует личностные черты, предрасполагающие к возникновению невростенических реакций у детей, является неправильное воспитание.

Среди неправильных типов воспитания, приводящих к возникновению неврозов у детей, выделяют:

  • Отвергающее. Оно обусловлено рядом осознаваемых и чаще неосознаваемых моментов. Суть его заключается либо в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля на почве попустительства.
  • Гиперсоциализирующее. Возникает на почве мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе, равно как и в отношении к социальному статусу других членов семьи.
  • Эгоцентрическое. Наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывают представление «я большой» в качестве самодовлеющей ценности для окружающих

(Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., 2004).

А.И.Захаровым при исследовании семей, в которых дети страдали различными формами неврозов, выделены следующие параметры воспитательного процесса:

1. Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям:

* Гиперопека

* опека

* приятие

* неприятие.

2. Параметр контроля:

* разрешительный

* допускающий

* ситуативный

* ограниченный.

3. Последовательность – непоследовательность:

* аффективная устойчивость – неустойчивость

* тревожность – нетревожность.

Кроме того, автор исследует различные сочетания этих параметров, их соотнесение с различными видами неврозов. Например, ограничительства, аффективная неустойчивость со стороны родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха. «Сверхпринятие» - к развитию истерического невроза. Выраженное ограничительство в отношении родителей к детям приводит к неврозу навязчивых состояний.

В общем виде выделяются следующие черты патогенного воспитания:

* низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания

* высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности

* выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей

* повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.

В работе А.Я.Варги описаны три неблагоприятных для ребенка патогенных типа родительского отношения:

* симбиотический

* авторитарный

* эмоционально отвергающий.

Последний характеризуется приписыванием ребенку болезненности, слабости, личностной несостоятельности. Это тип воспитания с отношением к ребенку как к «маленькому неудачнику».

Проведенные экспериментальные исследования (В.В.Ткачева, 1999, 2005) позволили выделить три психологических типа родителей как варианты акцентуаций, возникших в результате длительной психотравмирующей ситуации, возникших в результате длительной психотравмирующей ситуации: авторитарной, невротичный, психосамотичный.

Портрет родителя авторитарного типа. Эта группа родителей характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов). К родителям авторитарного типа мы относим две категории. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме. Вторая категория, представленная преобладающей частью родителей, проявляет стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление. Позиция родителей авторитарного типа характеризуется феноменом «вытеснения» негативных переживаний, связанных с проблемами ребенка. Это значительно оптимизирует их состояние.

Авторитарные родители создают родительские ассоциации и общества, устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями за рубежом. Эти родители упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка и таким образом решают проблему в целом.

Отрицательные свойства данной категории родителей являются в неумении сдерживать свой гнев и раздражение.

Портрет родителя невротичного типа. Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом: «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!» у таких родителей не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению. Эта категория родителей чрезмерно фиксируется на отсутствии выхода из создавшегося положения, что значительно ухудшает их психологическое состояние.

Портрет родителя психосамотичного типа. Это самая многочисленная категория родителей. У таких родителей проявляются черты, присущие родителям как первого, так и второго типов. У некоторых из них в большей степени проявляется тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей, но аффективное реагирование на стресс не выносится во внешний план. В поведении проявляется нормативность. Они ведут себя корректно и сдержанно, иногда замкнуто. Проблема ребенка, часто скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. Канал реагирования на проблему, фрустрирующую психику, у данной категории родителей переведен во внутренний план переживаний, в то время как у первых двух типов родителей он проявляется во внешнем плане (у невротичных – слезы, истерика, у авторитарных – скандалы, агрессия, окрик). Это оказывается причиной нарушений, возникающих в психосоматической сфере, что и обусловило название данной категории родителей.

Для этих родителей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка». Все усилия направляются на оказание ему помощи. Порой такие матери работают со своими детьми, максимально напрягая и изнуряя себя.

В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с социумом искажаются. Деформации проявляются на психологическом, социальном и соматическом уровнях.

Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Все надежды и ожидания, которые испытывали члены семьи в связи с будущим ребенка, оказываются тщетными и обрушиваются в один миг, а осмысление происшедшего о обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период.

Отец обеспечивает экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения больного ребенка и не выбывает, как мать ребенка, из привычных социальных отношений. У матерей часто наблюдаются истерики. Страхи, одолевающие женщин по поводу будущего ребенка, рождают чувство одиночества, потерянности и ощущение «конца» жизни.

Социальный уровень. После рождения ребенка с проблемами в развитии его семья, в силу возникающих многочисленных трудностей, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей (страх, стыд). Одним из самых печальных проявлений, характеризующих состояние семьи после рождения ребенка с отклонениями в развитии, является развод. Не всегда причиной развода называется больной ребенок. Чаще всего семейная пара, объясняя причину разрыва отношений, ссылается на испортившийся характер партнера по браку, отсутствие взаимопонимания в семье, частые ссоры и, как следствие, охлаждение чувств.

Соматический уровень. Стресс, возникший в результате отклонений в развитии ребенка или комплекса необратимых психических расстройств, может сыграть роль пускового механизма соматических заболеваний у его родителей. Образуется патологическая цепочка: недуг ребенка вызывает психогенный стресс у его родителей, что, в той или иной степени, провоцирует возникновение у них психосоматических заболеваний. Таким образом, заболевание ребенка, его психическое состояние может являться психогенным и соматогенным для организма и психики родителей. Подобные явления имеют место в первую очередь в соматическом состоянии матерей.

Комплексное изучение личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии и разработка конкретных форм психолого-педагогической и психокоррекционной помощи этим лицам позволяют оказать им существенное содействие в преодолении сложностей социального приспособления и нахождения «социальной ниши» как для себя, так и для своих детей.

Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность эмоционально-теплых отношений провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. В качестве доминирующих личностных тенденций у детей выявляются тревожность, агрессивность, отгороженность.

К факторам, определяющим характер внутрисемейной атмосферы, прежде всего относят особенности межличностных контактов и взаимоотношений с детьми, которые, в свою очередь, обусловлены конституциональными чертами личности родителей, характером и условиями их собственного воспитания.

Личностные деформации родителей проявляются в виде поведенческих дезаптаций и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром, включая ребенка (сильный стрессовый фактор). Это и объясняет травматизацию личности ребенка с психофизическими недостатками родителями, отсутствие в семье необходимых специальных коррекционных условий для его развития, нарушение процесса его социальной адаптации.

Все это обусловливает острую необходимость в оказании семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, специальной психологической помощи.

Реализация комплексного подхода к осуществлению психологической помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в развитии, позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.

Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии (Ткачева В.В., 2008).

 

 

 

 

Список литературы

  1. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
  2. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии. Диагностика и консультирование. М.:КНИГОЛЮБ, 2008. - 140 с.
  3. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие / В.В.Ткачева. - М.: АСТ; Астрель, 2007. - 318 с. (Высшая школа).
  4. Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М., 2006.
Опубликовано: 25.09.2018