Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников по сохранению и укреплению здоровья детей

Конференция: Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Казакова Олеся Александровна

Организация: МБДОУ детский сад №11

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Павлово

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

В «Концепции дошкольного воспитания» также подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов». В психолого – педагогической науке давно уже доказана эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми

Ни одна даже самая лучшая, физкультурно- оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано единое сообщество «дети- родители- педагоги».

В нашем дошкольном учреждении мы стараемся создать связь данной триады. Вопросы воспитания здорового ребёнка решаются в тесном контакте с семьёй, так как всё- таки основы здоровья закладываются в семье. Мы находим побудительные стимулы заставляющие, родителей по- иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей.

Без помощи со стороны семьи работа, организованная в образовательном учреждении не может быть успешной. Поэтому в нашем ДОУ создано сообщество «дети- родители- педагоги», которое предполагает системное и планомерное взаимодействие и включает разные формы работы, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные

Коллектив нашего детского сада выстраивает воспитательно-образовательную работу с детьми в тесном контакте с родителями. В совместной работе мы широко используем родительские собрания, беседы, консультации, тематические выставки, семинары- практикумы и т.д

В МБДОУ был разработан проект «Детский сад и семья-настоящие друзья»

Цель проекта: Установление сотрудничества и партнерских отношений с родителями по вопросам физического развития ребенка.

Участники проекта: дети 2 группы раннего возраста, воспитатели, помощник воспитателя, педагоги ДОУ, медицинский работник.

Срок реализации проекта: долгосрочный, 1 год.

Вид проекта: творческий, практико-ориентированный

Ожидаемый результат:

  1. Положительная эмоциональная среда общения между родителями, детьми и педагогами,
  2. Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появление общих интересов, увлечений.
  3. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
  4. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
  5. Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями.

Этапы работы:

I этап Подготовительный

Цель: Организация и подготовка ко взаимодействию всех участников проекта.

Проанализировав информацию о заболеваемости детей нашей группы, мы пришли к выводу что состояние здоровья детей требует особого внимания родителей и специалистов ДОУ.

Результаты анкетирования родителей на тему «Физическое воспитание и приобщение детей к здоровому образу жизни» показали, что мамы и папы не обладают достаточными знаниями и умениями по физическому воспитанию детей, а именно: не знают возрастных особенностей своего ребенка, испытывают затруднения в организации двигательной активности, созданию развивающей среды в домашних условиях направленной на физическое развитие. Пассивный образ жизни, неготовность, а чаще нежелание и неумение организовать свое свободное время неуклонно ведут к снижению жизнедеятельности организма. Возникла проблема: как донести информацию о физическом воспитании детей до родителей. Активизирован педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм взаимодействия с родителями по пропаганде здорового и безопасного образа жизни.

II этап Практический

Цель: Организация взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности с педагогами и детьми.

Слайд Эффективным направлением нашей работы с родителями являются занятия-семинары, на которых родители совместно с детьми обучаются приемам и методам оздоровления детей. Проведён Семинар- практикум «Как научить ребёнка мыть руки»,родителям была показана видеосъёмка открытого просмотра режимного момента – умывание, где родители познакомились с порядком мытья рук и предложили сделать такую же дома. Мама Семёна рассказала о выполнении гигиенических процедур в их семье в утренние и вечерние часы Родители, участвуя в таких занятиях, получают не только практический, но и эмоциональный опыт, а также включается самый действенный фактор в воспитании – личный пример взрослых. Опыт свидетельствует: занятие-семинар не только приобщает к здоровому образу жизни, развивает физические качества и навыки, но и способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех

Ежедневно проводились индивидуальные беседы и консультации с родителями на тему «Гигиенический уход за ребёнком»

Проведение семейных часов в детском саду – одна из форм работы с родителями, которая позволяет организовать равноправное участие детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. Встречабыла направлена на ознакомление с приёмами нетрадиционного оздоровления детей

  • игровой массаж
  • пальчиковая гимнастика
  • дыхательная гимнастика
  • хождение по «дорожкам здоровья»

Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, Пальчиковые игры– это весёлые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений и сказок. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для общего развития

Родители вместе с детьми играют в пальчиковые игры, игры с пластиковыми пробками от бутылок.

Для более эффективного самомассажа кисти рук научились использовать различные предметы (грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш, прищепку, расчёску).

Мы разработали картотеку пальчиковых игр со стихотворным сопровождением. Это позволило нам к каждой теме недели отрабатывать определенную рифмованную историю, скороговорки, потешки, а для родителей помещаем в папку «Родителям на заметку» для закрепления дома.

Массажный коврик – гениальное изобретение. Массируя стопу, мы оказываем оздоровляющее воздействие на внутренние органы. Именно поэтому медики рекомендуют чаще ходить босиком или в массажных тапочках, которые изготавливают родители своим детям.

Заключительная часть семейного часа направлена на совместную работу родителей вместе с детьми.

Родители изготавливают различное оборудование для физического развития детей,используя бросовый материал (украшают кегли, изготавливают бильбоке и разноцветные пенёчки (майонезные вёдра)), султанчики для самомассажа. С помощью этих веселых «султанчиков» можно так же в игровой форме провести пальчиковую гимнастику. Они расслабляют и укрепляют мыщцы рук, стимулируют тактильные ощущения, развивается внимание, развивается мелкая моторика рук

Каждый год в детском саду проходят смотры- конкуры, тематические выставки. Мы не остаёмся в стороне и привлекаем родителей к изготовлению нетрадиционного физкультурного оборудования. Дети особенно горды, когда рассказывают друг другу, как они старались в изготовлении данного оборудования, вместе с мамой и папой в свободное время. Оборудование направлено на различные виды мышц: «божьи коровки» - для перешагивания, «Гусеница» - для подлезания, «Рыбки » - для развития дыхания и многое другое. Материал позволяет педагогу заинтересовать детей и провести занятие более эффективно и интересно.

В ходе проектной деятельности создана наглядная информация.

Для повышения уровня компетентности родителей, по оздоровлению детей и их физическому развитию, ежемесячно выпускаем газету «Газету для любознательных родителей». Темы здоровьесберегающей направленности соответствуют, теме текущего проекта детского сада:

А) Гигиенические навыки

Б) Чистоплотность девочки

В) Уход за волосами

Г) Пользование туалетом

Д) Гигиена полости рта

В «Справочнике для родителей» медицинские работники помещают полезную информацию «Игры, которые лечат», «Массажный коврик своими руками», «Советы от доктора Айболита.

Буклеты «Игры для оздоровления», «Осенняя прогулка с детьми», «Развитие физических качеств через игру»

С целью осуществления системной работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни в МБДОУ детский сад №11 г. Павлово собрана картотека консультаций для родителей по привитию навыков здорового образа жизни. Консультации разработаны в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса для детей 2-3 лет. Данная картотека принята на педагогическом совете и утверждена приказом по МБДОУ.

Родители являются участниками создания предметно-развивающей среды, изготавливают пособия и помогают их оформлять Задача педагогов и родителей – создать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений.

Так же в МБДОУ организуются выставки «Умелые руки мамочки», на которых представлены пособия для сохранения и укрепления здоровья детей, сделанные родителями.

Сенсорная коробка – незаменимый помощник. Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, складывать и перекладывать, мять, прятать и отыскивать предметы – в общем, исследовать без каких-либо ограничений. Игры в сенсорной коробке развивают мелкую моторику, внимание, усидчивость, координацию движений. И что очень важно – такую бесценную игрушку можно легко сделать своими руками практически без специальных материальных затрат.

III этап Заключительный.

Цель: Выявление эффективности реализации данного проекта.

Критерии эффективности:

  • рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий
  • согласованность действий родителей и педагогов;
  • соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.
  • положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.

Продукты проектной деятельности:

  • анкеты;
  • атрибуты и пособия для ПРС;
  • декорации, костюмы;
  • папки «Консультации с родителями» «Пальчиковые игры»
  • фотоматериалы

Таким образом можно смело утверждать, что использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников МБДОУ дало положительные результаты: поменялся характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками воспитателей.

Мы не останавливаемся на достигнутом, привлекаем родителей к организации и проведению физкультурных праздников.

Так же в нашем детском саду в апреле прошла районная родительская конференция по теме «ДОО – территория здоровья». В конференции активное участие приняли родители детей групп раннего возраста. В ходе данной конференции были организованы выставки развивающих пособий для детей: пособия для дыхательной гимнастики, сенсорные коробки, игры для развития мелкой моторики.

Благодаря проведению комплекса мероприятий с детьми, педагогами и родителями успешно решается важная задача – приобщение к здоровому образу жизни.

Таким образом, организация различных форм взаимодействия с родителями обеспечивает положительный результат в сохранении и укреплении здоровья детей.

 

 

Опубликовано: 25.09.2018