Использование метода проектов в формировании экологической культуры у младших дошкольников

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Бердова Ольга Иннокентьевна

Организация: МАДОУ ЦРР д/с № 22

Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Кавказская

ФГОС дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей. В том числе ценностей экологической культуры, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. Ребенок должен быть вовлечен в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых он научится изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытым и способным выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.

Свободу и возможность познать себя, на мой взгляд, предоставляет проектная деятельность, позволяющая ребенку не ощущать «давления» взрослых.

 

«Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя «колумбами», не устают удивляться многочисленным чудесам жизни. Может быть, самое трудное, научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы перегружаем информацией, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведёт в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможность познать себя».

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного процесса, становится инструментом саморазвития детей. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Переживаемые при этом положительные эмоции: удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых - порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску знаний.

Коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Можно отметить, что педагогам, которые активно используют проектную технологию, организовывают по ней жизнедеятельность в детском саду – удается лучше узнать воспитанников, проникнуть глубже во внутренний мир ребёнка.

 

Характер участия ребёнка в проектирование постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в среднем — эпизодически участвует и осваивает роль партнера, в старшем – переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Прежде чем ребенок станет активным сотрудником воспитателя, в нем необходимо воспитать активного наблюдателя, развить в нем «любопытство», желание познавать мир вокруг себя.

Поэтому считаю, что применять метод проектов в детском саду, начинать нужно с самых маленьких.

Приведу пример из своего опыта: «Когда моей дочке было года три, она смотря на стену, на которой висел ковер, сказала киска. Я долго всматривалась в орнамент ковра, но не увидела ни какой «киски». Только спустя много лет, в очередной раз, рассматривая рисунок на ковре, в одном узоре заметила сходство с котенком. Это говорит о том, что у детей более развито творческое воображение, и его необходимо во время заметить, чтобы развивать.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.

Таким образом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования в свете ФГОС ДО имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, творческую активность и делает его более самостоятельным, в своих поступках и суждениях.

Проблема:

В наше время у родителей, в связи с большой загруженностью, необходимостью зарабатывания денег, не хватает времени, чтобы позаниматься с собственным ребёнком, или же мы сталкиваемся с некомпетентностью родителей в вопросах развития и воспитания, поэтому дети остаются, наедине с телевизором или компьютером.

В то же время у детей в связи с большой опекой родителями, педагогами, не развита самостоятельность, воображение.

Многие родители переложили всю заботу о воспитании и развитии своих детей на детский сад. Но программы, которые использовали раньше в детском саду, были нацелены на формирование у детей умений, навыков, а не творчества. А если ребёнок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Проанализировав все предпосылки, передо мной стала задача – как развить личность ребёнка, его познавательные и творческие способности.

Изучив, теоретические и практические исследования отечественных педагогов, отобрала те из них, которые соответствуют взглядам на приоритетные направления дошкольного воспитания и обучения на современном этапе.

  • развивать творческие способности дошкольников;
  • делать их активными участниками учебного и воспитательного процессов.

На основе выше сказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в неё других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная и д. р.), предполагающая использование разработанных, специально отобранных и авторских разработок, методов и приёмов, способствующих разностороннему развитию детей – залог успешности и результативности моей работы.

Цель моей работы с детьми в данном направлении: Формирование ответственного отношения к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране.

Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • развивать познавательный интерес к миру природы.
  • направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
  • воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
  • формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе

 

Учитывая все задачи, мною была разработана программа по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Юные любители природы», на основе опыта Рыжовой, Николаевой и Соломенниковой в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Также к этой программе разработаны картотеки наблюдений, дидактических игр экологической направленности, картотека образовательной деятельности по экологии, опытов и экспериментов, экологических бесед. Все это помогает мне работать с детьми в данном направлении более продуктивно и в системе.

Опираясь на данные разработки, использую следующие принципы экологического образования дошкольников:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:

  • помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
  • создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

Принцип научности и доступности понятий.

Используя который, на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания.

Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Из-за небольшого объема часов, выделяемых для изучения природного мира, только на познавательных занятиях невозможно достичь нужного результата. Поэтому мы используем принцип междисциплинарности и интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

Гуманистичность

Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. Личным примером, словом и делом я формирую у детей представления о природе, как величайшей ценности, развиваю понятие ее неповторимости, руководствуясь принципом «Не навреди».

Преемственность

Принципиальная особенность системы экологического образования – это преемственность всех ее звеньев. Я стараюсь сохранить преемственность с семьей, используя разные формы работы

Чтобы повысить эффективность экологического образования использую в своей работе с детьми различные формы и методы.

экологические экскурсии;

  • уроки доброты;
  • экологические конкурсы;
  • экологические акции;
  • лаборатория юного эколога;
  • экологические выставки и экспозиции;
  • дни экологического творчества;
  • экологические сказки;
  • экологические занятия;
  • обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • трудовой десант;
  • экологические игры (дидактические и речевые логические задачи, сюжетно-ролевые, подвижные игры).

 

При использовании таких форм и методов, стараюсь раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её.

Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть моими сотрудниками и помощниками в умении защитить природу, которая окружает нас с ними. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

 

Для себя я решила, что использование в своей работе метода проектов диктует требование современной педагогики. Мною были разработаны и внедрены несколько экологических проектов для детей младшего дошкольного возраста таких, как: «Войди в природу другом», «Детский сад моей мечты», «Зимушка-зима», «Шестиногии малыши», «Цветы вокруг нас», в перспективе проект «Наш дом-природа», как итог работы в данном направлении.

Но сегодня я хочу вас познакомить с работой над долгосрочным проектом «Войди в природу другом», с которого началась моя работа в данном направлении. Данный проект работал с 1.09.16 года по 31.05.17 года

Принципиальная особенность системы экологического образования – это преемственность всех ее звеньев.

Экологическое воспитание не должно ограничиваться рамками детского сада. Я стараюсь сохранить преемственность с семьей. Так как работа с родителями является одной из основных составных частей работы дошкольного учреждения.

Поэтому первое, что я сделала, это организовала для родителей круглый стол на тему: «Мы друзья природы», на котором пригласила их к сотрудничеству в данном направлении. Целью данного мероприятия было, привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: детский сад – семья.

Девизом данного мероприятия стало высказывание «Я – человек, я – маленькая частица природы. Я в ответе за тех, кто рядом, я в ответе за все живое вокруг».

Содержание экологического проекта было мною разработано на каждый месяц и включало в себя следующие разделы: наблюдение, беседы, работа с календарем природы, экологические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, труд в природе, создание модели, творческая мастерская, экспериментирование, мультзал, слушание музыки, работа с родителями.

Совместно с родителями мы наметили для себя результат, которого мы хотим достичь в окончании нашей работы: сформировать у наших ребятишек навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

 

Был намечен план работы по создании развивающей среды экологического направления в группе и на участке, где воспитанники самостоятельно смогут познавать окружающий мир, наблюдать за объектами и явлениями живой и неживой природы.

Помог в реализации этой задачи краткосрочный проект «Детский сад моей мечты»: результатом которого стало создание на участке детского сада экологически чистой развивающей среды, создание красивой клумбы, пополнение и обновление предметно пространственной среды.

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму», гласит китайская притча.

Учитывая, что игра –ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, возникла необходимость создать яркие, запоминающиеся и главное функциональные дидактические пособия, которые были бы интересны детям. Чтобы ребенок лучше запоминал изучаемую информацию и усваивал ее, требуется привлечь его внимание. Именно наглядность позволяет привлечь внимание ребенка, обеспечивает сосредоточенность, что в свою очередь позволяет ему легче усваивать материал и лучше его запоминать.

Опираясь на материал, с которым познакомились на методическом семинаре в Усть-Лабинске по теме «Развивающие игры в детском саду», мы с родителями решили, что данные игры и пособия обязательно должны пополнить нашу предметно-пространственную среду. Вот так у нас в группе появилось «Чудо-дерево», «Календарь наблюдений», которые мои ребятишки очень активно используют в игре.

В рамках проекта были проведены социально-значимые акции: «Каждой печужке по кормушке», «Домики для птиц», «День цветов», «Лесная аптека», «Чистое утро», в которых без поддержки и помощи родителей не было бы такого положительного результата.

Были организованны различные выставки поделок, рисунков: «Цветы вокруг нас», «Чудеса в природе», «Ах, какая осень» и многие другие.

Велось тесное сотрудничество с районной детской библиотекой, сотрудники которой оказывали помощь в подборке детской литературы экологического содержания, была организована выставка книг: «Детские книги о природе».

Результатами проекта стали альбомы : «Птицы нашего края», «Лекарственные растения», «Деревья», «Правила поведения в природе».

Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и моими помощниками, создана атмосфера взаимоуважения. Для педагогической грамотности родителей, по воспитанию экологической культуры у ребят, по - сезонно выпускались газеты, которые расширили кругозор родителей…

Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека экологически грамотного.

 

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволяет мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. Во время образовательной деятельности по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.

Ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в «коллекционеров», в «геологов»; на территории садика весной и летом уже не увидишь брошенный и увядший букет цветов, сорванный мимоходом листик с дерева, брошенную бумажку от конфеты, пойманного жука или бабочку. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, родной станицы. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей. В перспективе я планирую продолжить работу в данном направлении.

Опираясь на всё вышесказанное, я считаю проектный метод – это вид деятельности, позволяющий целенаправленно развивать познавательные и творческие способности детей, самостоятельность, ответственность ребёнка перед сверстниками и взрослыми, возможность высказать и обосновать своё мнение.

 

Список используемой литературы.

  1. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. – Мозырь, 2003.
  2. Карунова Л.А., ЧупинВ.Н.Использование элементов современных педагогических технологий в деятельности дошкольных образовательных учреждений. – Самара: РЦМО, 2005.
  3. Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду» - «Учитель» 2011г.
  4. Николаева С.Н.Общение с природой начинается с детства. – Пермь, 1982
  5. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условие ее реализации в детском саду. – М.: Мозайка-Синтез, 1999.
  6. Цветкова И.В. Экология для дошкольного возраста: Игры и проекты. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  7. nsportal.ru/detskiy-sad
  8. s-tugozvon-ship.edu22.info
  9. www.maam.
  10. ciur.ru/kez/

 

 

Опубликовано: 14.07.2018