Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Провкина Татьяна Михайловна

Организация: МБДОУ «Детский сад №7 «Золотая рыбка»

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Тамбов

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский

 

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, социализации и воспитания патриотизма являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля, «патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его».

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. Задача нашего поколения - сохранить и приумножить самобытность нашей страны. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности - вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Система духовно-нравственного и патриотического воспитания ребенка строится посредством приобщения его к культурному наследию своего народа.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство с традициями и бытом своего народа с раннего детства. Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Таким образом, духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.

К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников относятся:

  • духовный ориентир - построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
  • гуманистический принцип - формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
  • естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
  • культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
  • государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Целью духовно-нравственного и патриотического воспитания является формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях народа, его культурного наследия; воспитание любви к Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений.

Основными задачами духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников являются:

  • познание и привитие культуры и традиций своего народа;
  • формирование нравственно-духовных особенностей личности; раскрытие нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
  • гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
  • формирование гражданского самосознания, почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
  • одухотворение жизненного пространства ребенка;
  • защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

Методы и приемы духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. В состав программы воспитания должны входить различные виды игровой деятельности (словесные, пальчиковые, ролевые и т.д.), дидактические материалы, художественные произведения, конструктивные и подвижные упражнения. При использовании сюжетных и игровых упражнений необходимо акцентировать ребенка на нравственной стороне, сопереживании, милосердии и сострадании. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников должна предполагать следующие виды деятельности с детьми: продуктивная деятельность (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков); театральная игровая деятельность (моделирование сценок и спектаклей духовной и патриотической тематики); познавательная деятельность (чтение исторической и художественной литературы, сказок, жития святых); творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы); нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями). Воспитание духовной личности дошкольника невозможно без взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками. Поэтому программа духовно-нравственного воспитания дошкольников должна предусмотреть и совместную деятельность, в которой участвуют дети и родители, направленную на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание. Это семейные и православные праздники, игры и конкурсы.

Патриотическое воспитание дошкольников предполагает обустройство патриотических уголков в ДОУ; организацию экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок; организацию тематических мероприятий (праздников, утренников, соревнований, конкурсов); проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

Труд воспитателя, как посаженое плодовое деревце, не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы. Но плоды обязательно принесут радость; семена, упавшие на благодатную почву, прорастут и наполнят сердце счастьем. И наши дети, вступая во взрослую жизнь, будут твёрдо знать непреложные истины: «Цени и люби Отчизну свою»; «Дерево крепко корнями, а Отчизна - сыновьями», - и будут готовы стать в единый ряд русских людей, которые испокон веков созидали немеркнущую славу России.

Список используемой литературы:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
  2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  3. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.
  4. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -С-Пт., 2005.
  5. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.
  6. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005.
  7. Петрова В.И., Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008.
Опубликовано: 05.06.2018