Семейный клуб, как форма организации сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО

Автор: Зайцева Ирина Ивановна

Организация: БДОУ «Детский сад № 207 комбинированного вида»

Населенный пункт: Омская область, г. Омск

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС ДО выделяет сотрудничество дошкольной организации с семьей. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка..В соответствии с этим была определена цель работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников: создание условий для возрождения семейных обычаев и традиций, через организацию семейного клуба. Исходя из поставленной цели, были определены задачи:

  1. Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребёнка.
  2. Развитие социально-нравственных качеств дошкольников.
  3. Установление партнёрских взаимоотношений для успешной социализации дошкольников через организацию психолого– педагогического сопровождения семей воспитанников.

Семейный клуб «Счастливая семья» позволил создать благоприятные условия на фоне эмоционально-насыщенного общения и позитивного взаимодействия между детьми, родителями и педагогами, что способствовало активизации интереса семей воспитанников к возрождению семейных обычаев и традиций. Детско-родительские встречи проводятся в соответствии годового плана учреждения. 1 раз в квартал. Организации детско–родительских встреч, активное участие, в котором принимают участники семейного клуба (старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), предшествует подготовительная работа. Реализуется она в несколько этапов. На подготовительном этапе большое значение имеет взаимодействие всех специалистов ДОУ. Так, сотрудничество старшего воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре с воспитателями групп позволяет определить тематику предстоящей детско-родительской встречи. С помощью анкетирования и опроса родителей специалисты выявляют наиболее востребованные темы, волнующие родителей проблемы воспитания. Тема встречи оглашается заранее. На стендах для родителей вывешиваются приглашения на встречу и предлагаемые домашние задания (по совместным семейным проектам, творческие работы, разработка новых семейных детских игр). Начинается встреча с этапа «Приветствие», который необходим для раскрепощения участников, снятия эмоциональной напряжённости, поднятия командного духа. Проводится он музыкальным руководителем в виде музыкально-ритмических упражнений или коммуникативных игр, направленных на сближение участников встреч. Например, каждому предлагается достать из волшебного мешочка улыбки и хорошее настроение или бросить в него негативные эмоции. Ритуал «Приветствие» способствует снятию напряжения, вызывает положительные эмоции и настраивает на совместную деятельность. С детьми и родителями проводятся коммуникативные игры или игры малой подвижности, направленные на эмоциональное сближение и раскрепощение, развитие общей двигательной активности. Это такие игры как «Ромашка семейной радости», «Наша дружная семья – это ты и я…», «Радуга настроения». Ценный опыт социально значимого поведения получают дети и родители в ходе следующего этапа совместных акций, направленных на развитие взаимодействия детского сада и семьи, объединение усилий родителей и педагогов. После проведения совместной акции «Самый красивый детский сад!» с привлечением родителей, детей и педагогов к совместному благоустройству детского сада педагоги транслируют опыт работы, каких результатов и достижений можно добиться благодаря совместным усилиям. В акциях «Покупаем подарки для членов семьи», «Традиции моей семьи» - члены семей воспитанников делятся семейными традициями, рассказывают о своей родословной, активно включаются в работу и представляют фото-презентацию своего генеалогического дерева. Педагоги во время прохождения акций получают возможность лучше узнать семьи воспитанников, определить сильные и слабые стороны домашнего воспитания, характер и меру профессиональной помощи семье, а иногда учатся и у родителей. Таким образом, совершенствуется семейное воспитание. На этапе «Домашнее задание» родители с детьми представляют и защищают проекты, реализуемые совместно с педагогами детского сада, творческие работы и презентуют новые семейные игры для дошколят. За две недели до встречи им предлагается разработать эмблему своей семьи, оформить выставку «Хобби моей семьи». Родителям предлагается подобрать интересные фотографии, нарисовать творческий рисунок (картину) на тему «Как мы отдыхаем», принести выпечку собственного приготовления для семейного чаепития с рецептом «А мы в своей семье готовили так..». Много радости участникам встречи доставляют спортивные семейные эстафеты «Самая спортивная семья», «Наша семейная традиция со спортом водиться», которые организует инструктор по физической культуре Совместная творческая работа детей и родителей обогащает не только внутренний мир дошкольника, но и способствует установлению положительного контакта с близким взрослым. Формированию умения анализировать свои поступки, общаться со сверстниками, приобретению навыков саморегуляции, владения собой посвящён завершающий этап встречи – рефлексия. Обычно на этом этапе педагог-психолог проводит психологические тренинги, выполняются упражнения на сплочённость детско-родительского коллектива и педагогов дошкольного учреждения. Для педагогов, участвующих в работе детско-родительских клубов, очень важна обратная связь, оценка деятельности. Для этого осуществляется мониторинг качества клубной работы (проводятся блицопросы и анкетирование), результаты которого позволяют специалистам планировать дальнейшую работу деятельности с учётом пожеланий родителей.

Таким образом, чем раньше начинается психолого- педагогическое просвещение родителей, тем больше они доверяют педагогам, легче идут на контакт и взаимодействие. Благодаря участию в совместной деятельности родители получают представление о работе педагогов, испытывают уважение к их труду, устанавливаются дружеские отношения с другими родителями, совместная работа учит дорожить семейными связями и традициями.

Недаром народная мудрость гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример ему»

Список литературы

  1. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. М.: ЗАО «МЦФР», № 3,2016

 

Опубликовано: 30.04.2018