Система использования здоровьесберегающих технологии в ДОУ

Конференция: Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Ненич Оксана Геннадьевна

Организация: ГБОУ «Школа № 1353»

Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград

Сухомлинский В.А. подчёркивал: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Здоровый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды, устойчив к утомлению, социально и физиологически быстро адаптируется в меняющихся условиях.

Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Однако, результаты научных исследований свидетельствуют: количество здоровых детей не превышает 15 – 20%. По данным Министерства Здравоохранения России, к 6 -7 летнему возрасту только 13% детей могут считаться здоровыми, а к моменту окончания школы их число уменьшается в 2,5 раза. Ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей.

Здоровье - это состояние физического и социального благополучия человека.

Здоровьесбережение дошкольников - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста, педагогов и родителей, направленное на достижение целей сохранения и укрепления здоровья детей в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Цель здоровьесберегающих технологий:

  1. Развитие осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека;
  2. Накопление знаний о здоровье, развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его;
  3. Формирование у дошкольника валеологической компетентности: умение самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Задачи:

  1. Воспитание у детей осмысленного отношения к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
  2. Формирование у ребёнка желания вести здоровый образ жизни;
  3. Воспитание у ребенка способности к самосозиданию, к овладению психологической самокоррекцией.

Виды здоровьесберегающих технологий:

  1. Медико-профuлактические технологии;
  2. Физкультурно-оздоровительные технологии;
  3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

  1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
  2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
  3. Освоение педагогами ДОУ методик и приемов здоровьесбережения детей и взрослых.
  4. Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
  5. Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.

Система здоровьесбережения в ДОУ

  1. Различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул).
  2. Комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия, хождение босиком, полоскание рта и горла, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика).
  3. Физкультурные занятия всех типов.
  4. Оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажеры, тактильные дорожки).
  5. Организация рационального питания.
  6. Медико – профилактическая работа с детьми и родителями.
  7. Соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса.

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

  1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
  2. Внедрение научно – методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ и семьи.
  3. Улучшение и сохранение показателей здоровья дошкольников.
  4. Снижение уровня заболеваемости.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Стретчинг - это способ, позволяющий естественным путём растянуть мышцы, так же он позволяет выделять ту или иную группы мышц и тренировать лишь её. Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.
  • Ритмопластика - проводится 1-2 раза в неделю по 30 мин., не раньше чем через 30 минут после приема пищи в форме кружковой работы со среднего возраста.

- Динамические паузы - проводятся во время НОД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других.

  • Подвижные и спортивные игры – проводятся ежедневно как часть занятия по физической культуре, на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
  • Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе воспитатели используют специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, Моцарт), звуки природы.
  • Технологии эстетической направленности - реализуются при занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.
  • Пальчиковая гимнастика – проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Рекомендована всем детям, особенно детям с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
  • Гимнастика для глаз - проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
  • Гимнастика дыхательная - проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

- Гимнастика бодрящая - проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.

  • Гимнастика корригирующая – проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения гимнастики зависит от поставленной задачи и контингента детей.

- Гимнастика ортопедическая - проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

  • обучения здоровому образу жизни.
  • Занятия по физической культуре - проводятся 2 раза в неделю в спортивном зале и 1 раз на воздухе, проводится в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
  • Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – проводятся в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Проводят воспитатели, психолог.
  • Коммуникативные игры – проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Игры строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
  • Занятия-беседы из серии «Здоровье» - проводятся в игровой форме с младшей группы - 4 раза в месяц. Детям даются представления об индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека. Используются также другие формы: экскурсии, развлечения, праздники, конкурсы, театрализованные сказки, викторины.
  • Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы.

 

Список используемой литературы

  1. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник. Социально – оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. – М.: Аркти, 2010
  2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентированный подход. – Школа здоровья. 2010 т.7 №2 с.21 – 28
  3. Безруких М. М. Здоровье, формирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5 -6 лет. - Издательство: Владос, 2001 г.
  4. Береснева З. И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ. – М.: Сфера, 2015
  5. .Волошина Л. Н, Играйте на здоровье. – М.: 2013
  6. Волошина Н. Л, Организация здоровьесберегающего пространства. – Дошкольное воспитание, 2004 №12 с. 107 -109
  7. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2014
  8. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012
  9. .Павлова М. А., Лысогорская М. В, Здоровьесберегающая система ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009
  10. Педагогика и психология здоровья. / Под ред. Н. К. Смирнова. – М.: АПКиПРО, 2013
  11. Подольская И. Формы оздоровления детей 4-7 лет. – Издательство Учитель, 20012
  12. Рунова М. А, Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез 2012

 

 

Опубликовано: 17.04.2018