Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста средствами палочек кюизенера

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Егорова Инна Анатольевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №49»

Населенный пункт: Республика Чувашия, г. Чебоксары

Решающие значение для интенсивности новообразований дошкольного периода имеет математика. Без математической подготовки невозможны те качественные изменения, позволяющие ребёнку перейти к систематическому школьному обучению. В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как к предмету.

Особая роль на современном этапе отводиться нестандартным дидактическим средствам, во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Основные особенности дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Цветные палочки легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения [1].

Используя цветные числа, реализуется один из принципов дидактики -принцип наглядности. Игры-занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Палочки Х. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Задача, которую мы ставим перед собой в своей работе: развитие интеллекта детей, логического мышления, склонностей и задатков в области математики; способствовать развитию детского творчества, развитию фантазии и воображения, познавательной активности. В любой методике нужна система, поэтому мы начали с самого простого, доступного, органичного - игр. Начало было положено, далее создавались дидактические игры с использованием цветных палочек. Чтобы работа по внедрению этой технологии шла более полноценно, к этому процессу привлекались и родителей: проводились регулярно консультации, ознакомление с методикой, приобщение к совместному изготовлению плоскостного варианта «цветных чисел», а также консультирование воспитателей. На базе детского сада проводились открытые занятия с использованием данной методики. Поскольку работа по методике должна проводиться регулярно, планируется она и в других видах занятий; через все режимные моменты.

Уже более двадцати лет цветные счётные палочки Кьюизенера и используются в России с целью сформировать у детей представления о числе помогать развитию зрительного восприятия, памяти, внимания, мышления воображения. Практический опыт показывает, что использование игр с цветными палочками Кьюизенера способствует успешности обучения ребёнка в школе по математике. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда воспитателя и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной детям форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Финкельштейн Б.Б отмечает их важность для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач [3].

В методическом пособии «Логика и математика для дошкольников» отмечено, что с математической точки зрения, палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности.

Палочки Х. Кюизенера – это набор из цветных палочек сечением 1см и длиной 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 см. Эти палочки представляют собой следующие классы чисел: класс белых чисел образует число один. Он представлен белыми кубиками. Класс красных чисел – числа, кратные двум (2,4,8, это палочки розового (2, красного (4, вишневого (8) цветов. Класс синих чисел – числа, кратные трем (3,6,9, это палочки голубого (3, фиолетового (6, синего (9) цветов. Класс желтых чисел – числа, кратные пяти (5,10, он представлен палочками желтого (5) и оранжевого (10) цвета. Класс черных чисел образует число семь, это палочки черного цвета. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет.

Существует и плоский вариант палочек, состоящий из полосок 2x2 см, 2x4 см, 2x6 см, 2x8 см, 2x10 см, 2x12 см, 2x14 см, 2x16 см, 2x18 см, 2x20 см.

Е. А. Носова предлагает следующие задания на развитие количественных представлений. В игре «Пассажиры и поезд» [2] педагог предлагает детям построить небольшой поезд из цветных палочек. Например, из розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка - это одно место. В ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число. Данное задание подводит детей к пониманию состава чисел из единиц. Далее можно разнообразить это задание: посадить в каждый вагончик столько пассажиров, какое число обозначает данная палочка, расставить вагоны по порядку, пронумеровать их [1].

Итак, цветные числа предоставляют замечательную возможность конструировать модель изучаемого математического понятия, развивать интеллект детей, логическое мышление, склонности и задатки в области математики

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Новикова, В.П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет / В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. – Москва: Мозаика – Синтез, 2011. – 19с.
  2. Носова, Е.А., Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2002. - 94с.
  3. Финкельштейн, Б.Б. Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера / Б.Б. Финкельштейн. - Санкт-Петербург: Корверт, 2003. - 20с.

 

 

 

Опубликовано: 09.04.2018