Организация развивающей предметно- пространственной среды как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий у младших дошкольников

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Строкач Оксана Витальевна

Организация: МБДОУ № 21

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

Для успешного обучения в школе необходимо, чтобы у школьников были сформированы универсальные учебные действия (УУД). По определению А.Г. Асмолова УУД означают «умение учиться», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [1]. Другими словами, способность к саморазвитию через практическую деятельность.

В соответствии с ФГОС в дошкольном возрасте предполагается формирование предпосылок УУД [2]. Так, формируется преемственность между начальным и дошкольным образованием.

В рамках требований ФГОС содержание дошкольного образования должно обеспечивать ребенку полноценное развитие в специфических видах деятельности (прежде всего - в игре). Именно в игре дошкольник учится получать новые знания, опыт, познавать окружающий мир, общаться, поэтому игра должна сопровождать его на протяжении всего дошкольного возраста.

В связи с этим, формирование предпосылок УУД также должно проходить в близкой для дошкольника деятельности, а именно в игровой. При формировании предпосылок УУД в младшем дошкольном возрасте мы активно используем в работе с детьми театрально-игровую деятельность и различные сенсорные игры и организуем развивающую предметно-пространственную среду в этом направлении так, чтобы каждый дошкольник в самостоятельной или совместной деятельности имел возможность осуществить самостоятельный выбор, исходя из своих интересов, желаний, потребностей, проявить себя, создать что-то свое, ощутив при этом «ситуацию успеха». Таким образом, мы создаем условия для саморазвития через игровую деятельность.

Так, например, в группе и в кабинетах у специалистов созданы предметно-развивающие условия: отведено место для театрального уголка, который оснащен разного вида театрами. В нем имеются пальчиковый, теневой и кукольный театры, театр ложек, игрушек, рукавичек, картинок и т.д. в группе оформлены мини-музей, уголок ряженья, что подводит детей к театрализованным играм и самостоятельной творческой деятельности. Дети принимают участие в играх-драмматизациях, театральных постановках.

Таким образом, благодаря развивающей среде в этом направлении у младших дошкольников формируются предпосылки ко всем 4-ем блокам УУД. Например, когда дошкольники разыгрывают как актеры сюжеты сказок, взрослые и дети их внимательно слушают, хлопают в конце представления, у детей возникает чувство гордости за себя, формируется положительная самооценка. Так формируются предпосылки личностных УУД.

Кроме этого, когда дети разыгрывают какой-либо сюжет, они учатся планировать свои действия и контролировать их. Например, разыгрывая с ребенком сюжет сказки «Теремок» сначала мы вместе планируем последовательность заселения животных в теремок с помощью настольного театра, затем разыгрываем сюжет по наглядному плану. Так, формируются предпосылки регулятивных УУД.

Наиболее заметно в театрально-игровой деятельности формирование предпосылок коммуникативных УУД. Когда дошкольник разыгрывает свои сюжеты или сюжеты знакомых сказок он учится взаимодействовать с партнерами по игре, учится вербальным и невербальным средствам общения, формируется умение слушать собеседника, задавать вопросы, просить о помощи и т.д.

Кроме различного вида игр с театром, развивающая предметно-пространственная среда пополняется разнообразными сенсорными и моторными играми. Среди них есть фабричные дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию, а также большое количество игр и пособий, сделанных своими руками. Например, разнообразные сенсорные коврики, коробки, мешочки, «сухие бассейны», игры на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики кистей рук.

Так, например, когда дошкольник выкладывает по образцу, подбирает подходящий объект по какому-либо признаку, манипулирует с предметами разными по величине, тактильным ощущениям и другим признакам, то у него формируются предпосылки регулятивных УУД.

В сенсорных играх у дошкольников развивается восприятие и формируются представления о внешних свойствах предметов (форма, цвет, размер, положение в пространстве). Восприятие является основой для познания окружающего мира и развития других психических процессов (внимание, память, мышление). Поэтому для нормального умственного развития необходимо полноценное восприятие, которое формируется в сенсорных играх. Так, разнообразные сенсорные игры формируют предпосылки познавательных УУД.

Таким образом, организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ позволяет формировать предпосылки УУД уже в младшем дошкольном возрасте.

Не менее важным считаем взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагоги, дошкольники, родители). В связи с этим, в нашем ДОУ мы проводим мастер-классы по обогащению развивающей предметно-пространственной среды для родителей на родительских собраниях и мастер-классы для педагогов ДОУ и города.

 

Список использованных источников

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская // М. - 2011.
  2. "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 14.11.2013 № 30384. URL:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 13.02.2018