Метод проектов как педагогическая технология

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Бороздина Наталья Владимировна

Организация: МБДОУ ДСКВ №24

Населенный пункт: Краснодарский край, п. Советский

1. СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Термин «проект» в последнее десятилетие все чаще употребляется специалистами сферы образования в различных словосочетаниях: управленческий проект, методический проект, инновационный проект и пр.

Такое внимание к проектам объясняется в первую очередь тем, что проект всегда направлен на получение конкретного результата, а проектная деятельность всегда продуктивна.

Проектирование (от лат. proectus – брошенный вперед) – один из уникальных видов человеческой деятельности, связанной с предвидением будущего, созданием его идеального образа, осуществлением и оценкой последствий реализации тех или иных замыслов.

Согласно В.И. Слободчикову, проектированиедеятельность, синтезирующая промысливание того, что должно быть, и одновременное с этим развертывание процессов реализации.

Первый момент подчеркивает идеальный характер действия и его нацеленность на появление (образование) чего-либо в будущем. Второй – развертывание взаимосвязанных процессов идеального промысливания и реализации – показывает, что эта деятельность основывается на реальных процессах и связана с переходом от наличной ситуации к ситуации желаемого будущего.

Таким образом, проектирование включает два вида деятельности: мыследеятельность (промысливание того, что должно быть) и жизнедеятельность (одновременное развертывание процессов реализации).

Проектирование предполагает выполнение ряда специфических работ: проблематизации, концептуализации, программирования, планирования, конструирования новой практики, рефлексии и экспертизы последствий реализации проекта.

В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности педагогом и обучающимися.

Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль педагога - он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

При вовлечении обучающихся в проектную деятельность педагогу важно помнить, что проект - это форма организации совместной деятельности педагога и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

 

 

2. МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС). Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы требуют нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 -15 лет назад, увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям.

Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.

В целях избегания двусмысленности при употреблении терминологии следует различать понятия «проектная деятельность» и «метод проектов» как педагогическую технологию.

Проектная деятельность индивидуального и коллективного субъекта – это (соответственно) индивидуальная и ли групповая (коллективная) деятельность, направленная на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для участников проектной деятельности и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов – педагогическая технология, направленная на обучение детей проектной деятельности.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

 

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ

Классификация проектов может быть выполнена по разным основаниям.

Например:

- по доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;

- по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности;

- по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата;

- по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект);

- по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный проекты;

- по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный проекты.

Возможна и другая классификация.

 

 

4. ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Технология «Метод проектов» осуществляется в несколько этапов.

1 этап. Подготовительный (разработка проектного замысла).

Основные виды работ в рамках 1-го этапа: предварительное обсуждение проектной идеи, определение проблемы, формулировка цели, постановка задач, определение результата и продукта деятельности, разработка плана работы.

 

п/п

Виды работ

на этапе

Комментарии

1.1

Предварительное обсуждение проектной идеи

 

Перед тем, как воспитанники начнут работать над проектом, необходимо, чтобы они определились в общих чертах относительно проектной идеи.

Тему проекта формулировать пока не нужно. Скорее уместно говорить об очерчивании некоторых тематических рамок.

Полезно использовать модель «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?

Важно, чтобы выбор детей был самостоятельным и ответственным (обоснованным) или они поддержали бы предложение педагога

1.2

Определение проблемы

 

Проблема – противоречие между желаемой (идеальной) и имеющейся (реальной) ситуацией.

Проблема должна быть для воспитанника значимой, а не надуманной (чужой).

При формулировке проблемы воспитанник должен аргументировать значимость проблемы лично для него.

При этом сначала должна быть сформулирована желательная для него ситуация (как надо) и охарактеризована, обрисована реальная (как есть).

Проблема может быть сформулирована в форме вопроса

1.3

Формулировка цели

 

Цель отвечает на вопросы: «Что должно быть изменено в реальной ситуации? Какой должна стать ситуация после выполнения проекта?»

1.4

Постановка задач

 

Если цель направлена на достижение конечного результата, то задачи – на достижение промежуточных результатов.

Задачи отвечают на вопрос: что должно быть сделано для того, чтобы цель проекта была достигнута?

Задачи решаются в определенной последовательности, в случае группового проекта несколько задач может решаться одновременно (параллельно)

1.5

Определение результата

Результат неотторжим от того, кто его получил

1.6

Определение продукта

Продукт, в отличие от результата, отторжим от того, кто его получил

1.7

Разработка

плана работы

При разработке плана полезно пользоваться ресурсной картой, содержащей информацию о тех ресурсах, которые доступны воспитанникам в процессе проектной деятельности

 

Результаты 1-го этапа: предварительно обсуждена проектная идея, определена проблема, формулированы цель и задачи, определены результат и продукт деятельности, разработан план работы.

 

2 этап. Основной (реализация проектного замысла)

Основные виды работ в рамках 2-го этапа: реализация разработанного на 1 этапе плана работы с той или иной степенью самостоятельности с целью получения продукта проектной деятельности (как замысла 1-го этапа).

 

п/п

Виды работ

на этапе

Комментарии

2.1

Выполнение плана работы

При выполнении этого вида работ должна преобладать самостоятельная деятельность воспитанников

2.2

Консультирование детей у педагога

Степень самостоятельности детей зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей

2.3

 

Подготовка к защите проекта

Степень самостоятельности детей при подготовке проекта к защите зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей

 

Результаты 2-го этапа: реализован план деятельности, разработанный на 1-ом этапе и созданы продукт(ы) деятельности в соответствии с замыслом 1-го этапа.

 

3 этап. Рефлексивный (подведение итогов проектной деятельности).

Основные виды работ в рамках 3-го этапа: выступление с проектом, самооценка и взаимооценка воспитанниками выполненных работ, их рефлексия, размещение проектов и их продуктов в портфолио.

 

п/п

Виды работ на этапе

Комментарии

3.1

Выступление с проектом

 

Рекомендации по организации этих видов работ приведены ниже

3.2

Дискуссия

3.3

Самооценка и рефлексия

3.4

Взаимооценка

3.5

Размещение проекта в портфолио

 

Результаты 3-го этапа: завершение работы над проектом; приобретение (совершенствование) воспитанниками умений и навыков, необходимых для проектной деятельности; приближение к новым образовательным результатам, требования к которым изложены во ФГОС дошкольного образования.

 

5. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Метод проектов» как одна из ведущих технологий, реализуемых в системе общего образования, имеет свою специфику при применении в дошкольном образовании. Это связано с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, которые предполагают затруднения, связанные с организацией самостоятельной работы детей в силу их возрастных особенностей.

Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу детей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи:

  • во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;
  • во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления, возможности для проявления которого предоставляет проектная деятельность;
  • в-третьих, именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

При организации проектной деятельности дошкольников полезно учитывать их возраст.

Дети 3-5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Дети 5-6 лет.

К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Дети 6–7 лет.

Увеличивается доля самостоятельной деятельности детей.

Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Несмотря на различный возраст детей, специфика использования метода проектов в дошкольной практике заключается в том, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать ему обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Кроме того, в дошкольном образовании более уместно говорить о минипроектах, выполнение которых приучает детей к алгоритму проектной деятельности, но предполагает значительную часть совместной работы детей и педагога.

При этом участие детей в минипроектах поможет связать образовательный процесс с реальными событиями из жизни ребёнка, что, в свою очередь, служит мощным мотивирующим фактором. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

 

6. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ «МЕТОД ПРОЕКТОВ»

В рамках технологии «Метод проектов» возможны следующие виды деятельности педагога:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка (детей);
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (совместно с детьми и (или) родителями, поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план реализации проекта на родительском собрании (при трудоемкости проекта);
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями осуществляет работу по планированию проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • организует занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • предлагает задания для самостоятельной работы родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы);
  • консультирует участников проекта на всех этапах его реализации.

 

7. ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому технология «Метод проектов» не отрицает, а, наоборот, интегрируется с технологий игровой деятельности дошкольников.

Приведем примеры проектов:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года», «День России»;
  • творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы» и др.;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», «Лето шагает по планете»; «Птицы».
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
  • исследовательские: «Подводный мир», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье», «Задачи Жана Пиаже решаем с детства мы уже».

 

 

8. РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЮ «МЕТОД ПРОЕКТОВ»

Педагоги дошкольного образования, использующие метод проектов в профессиональной деятельности, отмечают следующее (цитаты из дневников стажировки педагогов дошкольного образования, обучающихся по дополнительным профессиональным программам Академии):

«Метод проектов - один из методов интегрированного обучения дошкольников, который основывается на интересах детей».

«В процессе проектной деятельности у детей повысилась самостоятельная активность».

«Действуя самостоятельно, дети учились разными способами находить информацию об интересующим их предметах и явлениях использовали свои знания для создания новых объектов деятельности».

«Проектная деятельность способствовала у детей к формированию самостоятельности, глубоко мотивированной познавательной деятельности».

«Проектная деятельность является одной из ведущих в достижении образовательных результатов».

«Дети становятся более эмоциональны, активизируется их словарный запас, развивается фантазия».

 

«От результата выполненной работы дети получают удовольствие».

 

 

 

 

9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  2. Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009, №9.
  3. Волкова М.С. Проект «Школа дошкольных наук» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2010, №9.
  4. Зукау Е.Ф. Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников // Управление ДОУ. Научно-практический журнал, 2009, №1.
  5. Кухлинская В.В. Проектный метод в организации сюжетно-ролевых игр // Управление ДОУ. Научно-практический журнал, 2009, №1.
  6. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ». Сфера, -2010.
  7. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011.
  8. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», 2004, №4.

 

Интернет-источники

http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html

 

 

 

 

10. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Проект для детей младшего дошкольного возраста «Капелька»

 

Срок реализации: 19.06.17 - 23.06.17

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Цели:

  • формирование у детей эмоционально- нравственного отношения к воде как одному из источников жизни на Земле;
  • оформление пособия «Нужная вода».

Возраст участников: 3-4 года.

Основные формы реализации проекта: игры-эксперименты, беседы, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность детей в экспериментальном уголке.

Принципы реализации проекта:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • принцип интеграции;
  • совместная работа с родителями.

 

Перспективный план реализации проекта «Капелька»

Понедельник

1. Торжественное открытие лаборатории «Капелька».

2.Игра-эксперимент «Пейте куклы вкусный сок».

Цель: выявить свойства воды и красок, способность красок растворяться в воде и изменять её цвет.

3.Физминутка «Льется чистая водичка».

4. Сюжетно-ролевая игра «Готовим обед».

Цель: расширить знания детей о значении воды в жизни человека

Вторник

1. Беседа «Кто живет в воде?»

Цель: развивать познавательный интерес и воображение.

2. Чтение рассказа Л.Дерягина «Пускаем кораблики».

3. Рисование на тему «Волны на море».

4. Игра-эксперимент «Тонет - не тонет».

Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть легкими и тяжелыми, тонуть или оставаться на поверхности.

5. Чтение потешек о воде.

6. Наблюдение за твердым состоянием воды

Среда

1. Игра-эксперимент «Тает льдинка».

Цель: познакомиться с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле.

2. Беседа «Как капелька гулять отправилась».

Цель: дать представления о том, что воду можно собрать разными способами - губкой, пипеткой, салфеткой; активизация словаря.

3. Психогимнастика «Туча».

Цель: развитие эмпатии и чувства коллективизма.

4. Просмотр мультфильма «Капитошка», «Капитошка возвращается»

Четверг

1. Игра «Водопад».

Цель: дать детям представление о том, что вода может менять направление движения.

2. Игра-эксперимент «Рыбалка».

Цель: закрепить знания о свойствах воды: льется, можно процедить через сачок и пр.

3. Поисковая деятельность «Кому и чему нужна вода».

Цель: обобщить знания детей о значении воды в природе и жизни человека

Пятница

1. Просмотр презентации «Нужная вода».

2. Спортивно-музыкальное развлечение «Приключения капельки».

3.Коллективная аппликация «Аквариум2

 

Игры-эксперименты с водой

Времена года

Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

Материал: ванночки, вода разных температур, кусочки льда.

Текст педагога

Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд.

Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться.

А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная.

Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.

Демонстрация

Взять две широких чашки. В одну налить холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето».

Предложить малышам потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь».

Затем взять четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положить маленький кусочек льда («зима», в другую налить чуть тёплой воды («весна», в третью – тёплой, но не горячей воды («лето», в четвёртую – холодной воды («осень»).

Учить малышей определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.

 

Тает льдинка

Цель: познакомить детей с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.

Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.

Текст педагога с демонстрацией

Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.

Положить кусочек льда на ложку и подогреть его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку! »

 

В прозрачную стеклянную кружку или стакан налить горячую воду (её можно подкрасить, опустить кусочек льда и понаблюдать, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.

 

Считалочка-купалочка

Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.

Материал: ванночка с водой, игрушки.

Текст педагога с демонстрацией

Варим кашу для малышек,

(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу»)

Тесто делаем для пышек,

(Месим воду, как тесто)

Сладким чаем угощаем,

(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну)

Ну а после – отдыхаем!

В ванночку – бултых!

 

Можно предложить детям поиграть с водой, обратить их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.

 

Как вода гулять отправилась

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

 

Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Текст педагога с демонстрацией

Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал.

А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит? » взяла и вылила её в раковину.

Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потекла наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы! »

Взять поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налить воду в небольшой тазик, приготовить несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т. п.). Попросить ребёнка опустить губку в воду и показать, как нужно отжать её в чашку. Потом набрать воду резиновой грушей и перелить её в другую ёмкостью. То же самое проделать и со шприцом.

 

Рыбалка

Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.

Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.

Текст педагога с демонстрацией

- Рыболов, какую рыбку

Ты поймал нам на обед?

Отвечает он с улыбкой:

- Это вовсе не секрет!

Я сумел поймать пока

Два дырявых башмака!

 

Налить в тазик воды и дать малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросить несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложить малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т. д.

Водопад

Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

Материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.

Текст педагога с демонстрацией

Льётся водичка с большой высоты,

Брызги летят на траву и цветы.

Детки вокруг оживлённо галдят,

Громче ребяток шумит водопад.

 

Предложить детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объединить эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросить их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).

 

Окрашивание воды

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Текст педагога с демонстрацией

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

 

Как вытолкнуть воду?

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Текст педагога с демонстрацией

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя, разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то взрослый предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв. Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

 

Помощница вода

Цель: использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Материал: банка с мелкими лёгкими предметами на поверхности, ёмкость с водой, стаканчики.

Текст педагога с демонстрацией

Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польётся через край). Взрослый предлагает проделать эти действия. Дети делают вывод: вода, заполняя ёмкость, выталкивает находящиеся внутри неё предметы.

 

Литература

  1. В.В. Щетина «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
  2. Л.Г. Горького, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».
  3. Т.А. Шорыгина. «Зеленые сказки. Экология для малышей».
  4. О.Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ».
  5. А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик. «Почемучка. Энциклопедия».

 

 

Опубликовано: 22.12.2017