Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Конференция: Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО

Автор: Абрамова Мария Ивановна

Организация: МБДОУ «Детский сад «Звездочка»

Населенный пункт: Республика Мордовия, п. Чамзинка

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: воспитание гуманного отношения к природе (социально-коммуникативное развитие); формирование системы экологических знаний и представлений (познавательное развитие); участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы (физическое развитие); формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе).

Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показывают, что развитие дошкольника происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Представители науки совместно с педагогами-практиками разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, и предложили использовать для этого возможности дидактической игры.

Дидактические игры экологического содержания рассмотрены в работах С. Н. Николаевой, Н. Н. Кондратьевой, В. И. Ашиковой. С.Н. Николаева считает, что «в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она представляет собой эмоциональную деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, он активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большей степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает знания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными.». [ 5, 124-131]

Дидактические игры – это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

  • предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектах природы. В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т.д.
  • настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино. Разрезные и парные картинки «Зоологическое лото», «Времена года», «Подбери листок» и т.д. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
  • словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Нужно - не нужно», «Когда это бывает», «В воде, в воздухе, на земле» и т.д.

В соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, дидактические игры способствуют более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Такие игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. Через дидактическую игру ребёнок учится понимать закономерности, происходящие в природе, взаимосвязь всего в мире, многое узнает о природных сообществах и явлениях, о роли человека в природе и другое.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Дидактические игры проводят в часы досуга, в непосредственно-образовательной деятельности, на прогулках, экскурсиях.

Использование дидактических игр осуществляется в три этапа:

На 1-м этапе воспитатель подготавливает дидактическую игру. Отбирает подходящую дидактическую игру, которая соответствует задачам воспитания и обучения, также, не забывая о программных требованиях. Определяет удобное время и место проведения игры, и подготавливает нужный дидактический материал.

2 этап, соответственно, проведение самой игры и оно включает в себя ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (через показ предметов, картин, проведение краткой беседы, в ходе которой уточняются знания и представления детей о природных явлениях); объяснения хода и правил игры.

На 3-м этапе воспитатель анализирует весь процесс игры, все ли дети были задействованы, какие приемы подготовки и проведения игры были самыми наилучшими, что больше всего детям понравилось - это помогает совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры.

При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложено Зибзеевой В. И.):

  1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.
  2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером - сверстником.
  3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т.д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры. [6] Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными. Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Литература:

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. - 321 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М .,2008
  3. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2015
  4. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2013. - 319 с.
  5. Николаева С.Н.. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 2012. – 32 с. – 2,5 п.л.
  6. «Мы» - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2013. - 240 с.

 

 

 

 

Опубликовано: 18.12.2017