Опыт применения песочной терапии в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

Конференция: Коррекционная работа в ДОУ

Автор: Шаталова Татьяна Сергеевна

Организация: МДОУ д/с №14 «Журавушка»

Населенный пункт: Московская область, г. Люберцы

Аутизм — это неврологическое расстройство, которое возникает в результате нарушения развития головного мозга. Характеризуется оно выраженным всесторонним дефицитом взаимодействия с окружающим миром и недостатком общения, ограниченными интересами и повторением одних и тех же действий. До трёх лет обычно проявляются все эти признаки, причем у мальчиков аутизм наблюдается в четыре раза чаще, чем у девочек.

В коррекционной и психотерапевтической работе с детьми с РАС часто применяется песочная терапия. Она представляет собой невербальную форму психокоррекции, в которой основной упор делается на творческое самовыражение ребенка. В процессе создания творческого продукта у ребенка в символической форме проявляются образы — рисунки, композиции из фигурок и различные построения на специальном подносе с песком. Вариантом песочной терапии является песочная арттерапия, которая объединила в себе песочную терапию с рисованием: акцент делается на изобразительном творчестве с помощью песка, размещенного на специальном световом столике. Считается, что негативные эмоции, конфликты и страхи выражаются в песочных картинках в символическом виде. В процессе работы с песком негативные тенденции у ребенка ослабевают, «уходят в песок». В настоящее время песочная арттерапия как вполне доступная деятельность используется при коррекции поведения детей с РАС для снятия напряжения, тревоги, раздражительности и приступов гнева. Также работа с песком проводится для активации и стимуляции ребенка, позже — для развития взаимодействия и построения диалога при совместной творческой работе.

Занятия проходят как в индивидуальной форме так и в группе по пять детей, что служило дополнительным фактором улучшения социального взаимодействия и развития коммуникативных функций. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Поэтому все задания должны ориентироваться на совместную работу, допустим сделать совместно холмик, или прочертить всем вместе волны.

Песок, как правило, нравится всем детям, он отлично снимает психоэмоциональное состояние и развивает мелкую моторику, но бывает и так, что детям ощущения от песка не приятны, в таких случаях ребенка лучше не заставлять ним играться

Песочная арттерапия предполагала долгосрочное, систематическое психотерапевтическое воздействие, поэтому занятия продолжительностью 30 минут проводились еженедельно.

Терапия преследовала следующие цели:

 

Коррекционные:

  • развитие пространственного воображения, образнологического мышления;
  • нормализация эмоционального фона;
  • снижение агрессивности;
  • коррекция гиперактивности;
  • развитие речи и мелкой моторики через развитие сенсорного восприятия природного материала;
  • выработка усидчивости, собранности, самоорганизованности, аккуратности, любознательности, внимательности.

 

Воспитательные:

  • развитие умения следовать инструкциям взрослого;
  • развитие и закрепление навыков социального общения;
  • участие в коллективном творчестве —развитие навыков взаимодействия;
  • развитие доброжелательного отношения к окружающим;

 

Для того что бы ребенок с аутизмом адаптировался игре в песке, для начало берем песок и трем его об руки ребенка, это даст ему возможность привыкнуть к песку.

Затем поднимаем песок вверх и насыпаем его сыпать это даст заинтересованность для ребенка, а так же вызовет фиксацию глаз. Так же для того что бы играть ребенку было интересней закапываем фигурки в песок, они символизируют ВЫТЕСНЯЕМОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, или то, что еще неосознанно. Могут закапывать камни (как потенциальные части личности), монстров (как вытесненное напряжение).

Если Вы работаете с неговорящими детьми, язык песочной картины поможет Вам глубже понять внутренние процессы этих людей.

В нашем учреждении используется интегративная песочная терапия — занятия проходят с применением различных методик арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии. На занятиях по песочной терапии используются игры с песком, рисование песком (метод Sand-art). Используется не только обычный песок, для проигрывания сказок и рисования песком, но и не обычный – кинетический песок. А это значит, что для каждого клиента будет подобран свой курс занятий, соответствующий его индивидуальным особенностям. В песочной терапии используется Центр воды и песка, стол для рисования песком, поднос стандартных размеров, песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок.

 

Я стала использовать песок для развития моторики, а также изучения букв. Сначала мы рисовали с ним буквы и цифры пальчиком, потом ручкой. Также я давала такие задания, где нужно было повторить рисунок по образцу нарисовав его на песке, или выложив палочками и камешками. Такие задания помогают не только развивать моторику, но и внимание. Так как ребенок все это воспринимал как игру, то такого сопротивления, как на обычном письме –не было. После того, как увидела, что песок пошел и ребенок с удовольствием играет, добавила разыгрывание социальных историй.

Что можно делать еще с песком? Его можно пересыпать, сжимать в кулачке сильно-сильно, а потом отпускать, можно сыпать по часовой стрелке, как бы медитируя, можно закапывать руки в песок. Если ребенок гиперактивный, агрессивный, можно использовать прохладный песок, если замкнутый, тревожный, хорошо использовать теплый песок.В целом описания игр с песком достаточно много в интернете

Для игры в песок подойдет глубокая миска, в идеале- деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Для рисования, написания букв лучше использовать поднос и небольшое количестве песка. На 2/3 объема ящик засыпается песком. Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь. Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек. Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Литература

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры_занятия с природным и рукотворным оборудованием. СПб.: Союз, 2005. 160 с.
  2. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница (адаптированный перевод с англ.). М.: ИНТ, 2010. 94 с.
  3. Мальцева Н.А. Песочная терапия в работе с особым ребенком // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Научно_практический сборник. Вып. 8. Москва, Теревинф, 2014. С. 120—125.
  4. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер, 2001. 320 с.
  5. http://www.yuga.ru/photo/polosa/1198.html
  6. http://autism.com.ua/therapy/alternate/art_therapy.html
  7. http://autism_aba.blogspot.com
  8. http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/EB133/B133_4_ru.pdf
  9. http://www.autisminrussia.ru/html/lib/standart_ras.htm
  10. http://www.oprf.ru/documents/497/1941/newsitem/22268
Опубликовано: 11.10.2017