Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Конференция: Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Иванова Ольга Васильевна

Организация: МБДОУ детский сад №15 «Снегирёк»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Саяногорск

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя»

В.А. Сухомлинский.

Богатство нации – это, прежде всего, здоровье подрастающего поколения. К сожалению, показатели здоровья российских детей и подростков нас не радуют. Если вести речь об определении индивидуального здоровья, то определение Всемирной Организации Здравоохранения основано на таких положениях: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

Усилия работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора.

Эта система состоит из нескольких компонентов:

  1. Комплекс оздоровительных, профилактических, лечебных мероприятий;
  2. Работа над осознанным саморазвитием детей;
  3. Деятельность по созданию необходимых условий для самопознания, самореализации каждого участника этой системы.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, применительно к ребенку, – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его. Воспитание валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни;
  3. Коррекционные технологии.

К первому виду здоровьесберегающих технологий относится утренняя гимнастика. Это одно из средств оздоровления и профилактики болезней. Она создает бодрое жизнерадостное настроение, как бы «заряжая» ребенка энергией на весь день.

Стретчинг - это комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости тела. Такие упражнения помогут повысить эластичность и тонус мышц. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Ритмопластика. Целью занятий по ритмопластике является – развитие интереса у дошкольников к народному искусству, а также художественно-творческих способностей средствами хореографии.

Динамические паузы и пальчиковая гимнастика. При их проведении происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики.

Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению физического развития, физических способностей детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств, создают благоприятные условия для дружеских взаимоотношений в коллективе, взаимопомощи.

Релаксация – это состояние покоя, которое вызывается мышечным расслаблением.

Дыхательная гимнастика учит правильно дышать, а значит, оберегает в какой-то мере от простудных заболеваний. Свободное носовое дыхание укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма ребенка.

Гимнастика для глаз – упражнения позволяют снять напряжение, усталость с глаз.

Динамическая гимнастика. Используется ежедневно после дневного сна для поднятия настроения и мышечного тонуса.

Ко второму виду здоровьесберегающих технологий относится непосредственно образовательная деятельность.

Игротерапия предполагает использование терапевтического воздействия игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологическую или социальную проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Самомассаж. Точечный массаж проводится строго по специальной методике, в преддверии эпидемий в осенний и весенний периоды.

К коррекционным технологиям относится хромотерапия. Оформление интерьера группы в определенной цветовой гамме дает возможность не только создавать уникальный для каждой группы стиль, но и эффективно использовать цвет в оздоровительных целях.

Сказкотерапия – это психотерапевтическая техника, с помощью которой можно «исцелять душу». Сказкотерапия рассматривает сказки как способ (средство) выражения и проявления психологических аспектов и создает специальные психологические сказки, которые помогают разобраться в себе, социальной среде, осуществить коррекцию асоциального поведения.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на организм человека. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.

Песочная терапия. Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества — именно так действует песочная терапия на детей. Музыкальное сопровождение и цветовые эффекты при проведении занятий по песочной терапии для детей, являются сильнейшим стимулом для развития эмоционального мира ребенка. Кроме того, в сочетании с пальчиковой гимнастикой, драматизацией и мимическими этюдами занятие позволяет гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, развивать все познавательные процессы и сенсомоторные навыки.

В нашем ДОУ активно используются различные виды здоровьесберегающих технологий.

Каждая образовательная деятельность проводится со сменой динамических поз с использованием динамических пауз, релаксационных пауз, пальчиковых игр, элементов дыхательной гимнастики.

Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушения осанки и стопы. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, вызывающей приятные положительные эмоции, и лежа в постели, выполняют упражнения общеразвивающего воздействия. Массажные коврики и солевые дорожки используем в сочетании с контрастными воздушными ваннами.

Многие педагоги используют в своей работе сказкотерапию, а педагог-психолог песочную терапию.

В каждой группе оборудованы физкультурные уголки, которые помогают удовлетворить потребность детей в движении и закрепить привычку здорового образа жизни.

Физкультурные праздники и досуги в нашем ДОУ являются эффективной формой активного отдыха детей.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.

 

 

Литература:

  1. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

 

Опубликовано: 05.09.2017