Былинный эпос как средство развития духовно - нравственных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Кутовая Елена Владимировна, Зырянова Татьяна Валерьевна, Витязь Лариса Николаевна

Организация: МБДОУ ДС №66 «Журавушка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

В конвенции о правах ребенка сказано: «Образование должно быть направлено на воспитание уважения  к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29).

Старший дошкольный возраст – это  один из важнейших  этапов  в становлении и развитии духовно - нравственного облика личности ребенка.  В этот возрастной период у детей закладываются основы морали, формируются  начальные эстетические представления,   появляется интерес к общественным явлениям жизни.

Стремясь к  воспитанию  у ребенка чувства гордости за свою Родину, следует  с детства  знакомить с традициями своего народа, народными промыслами, прививать любовь к  своему городу, краю, где он родился и вырос, к природе, которая его окружает.

Искусство в целом и  народное творчество в частности - это источник вечный и чистый. Как бы не проявил себя народ: в песне, в танце, в забавной игрушке или  искусной вышивке, ясно, что  это идет  от души, а народная душа красива и  добра.

Одной из возрастных особенностей старших дошкольников является подражание, выбор какого - либо поведенческого идеала и стремление быть похожими на него. Особенно часто дети выбирают себе образ отважного героя, спасителя попавших в беду, сильного, смелого и решительного.

В русском фольклоре есть много эпосных жанров, которые воспевают силу и мудрость, доброту и отзывчивость, учат помогать в трудную минуту, защищать слабых, почитать родителей, заботиться о ближних.

К одному из таких жанров  относятся былины, которые  отличаются величавостью, торжественностью тона, грандиозностью рассказывания, а главное, былинный эпос раскрывает  в себе кодекс героического поведения, который может служить образцом  для подражания, обладая привлекательной  силой примера, поскольку даже придуманный враг представал сильным, хитрым и могучим, чтобы подвиг  былинного героя выглядел ещё более значительным. Всё то, что  противостояло богатырской этике, воссоздавалось и повествовалось, как несоответствующее идеалу героя.

Былины отражают в своем содержании высокие нравственно -этические и общественные идеалы русского народа. Богатырство и  богатырь являют собой силу  жизненного примера. Былина прославляет необыкновенных людей - богатырей и величественные события русской истории, тесно переплетая события реальной жизни, обогащая их фантастическим вымыслом. Богатырь - это человек, носитель традиций и чаяний русского народа.

Былинный эпос насчитывает множество  богатырей: это и Святогор, и Добрыня Никитич, и Илья Муромец, и Вольга Всеславьевич, и Алёша Попович, и Микула Селянинович, и многие другие герои. Тем не менее, как бы не отличались они нравом,  происхождением, деянием,  поведением, сословным положением - все герои представляют  собой единый комплекс народных исторических представлений и понятий о том, каким быть настоящему человеку,  как вести себя в спокойные  мирные дни и в годы лихолетья и  бедствия, когда враг грозит Руси гибелью и истреблением.

Историки находят в героических  былинах  многие достоверные черты старинного быта людей. Такие истории  помогут узнать о правилах древнего благочестия, о росписи и украшениях в теремах,  о свадебном чине, а еще об устройстве городских стен и ворот, о составе дружины,  о воинском оружие, об устройстве ладьи и сохи, об игре на гуслях. Множество из этих примет исчезнувшего древнерусского быта делают былины ценным источником историко-культурных знаний о жизни наших предков.

Былина сохранила своё значение в течение долгих веков, последовавших за эпохой Киевской и Новгородской Руси как памятник художественного творчества. Это значение присуще им и сейчас, былины сохранят его навсегда.

Работая со старшими дошкольниками, мы очень широко используем  эпосный (былинный) материал с целью формирования у детей  интереса к устному народному творчеству и истории России, а также развития связной и диалоговой речи, воспитания умений эмоционально откликаться на произведение, морально-нравственных и патриотических  качеств личности. Слушая  и анализируя былины, дети реализуют свою возрастную потребность подражать настоящим героям: быть сильными  и мужественными как  Илья Муромец,  быть добрыми и рассудительными как Добрыня Никитич, помогать и защищать слабых как Святогор.

Дошкольники очень эмоционально реагируют на содержание былины, сопереживают богатырям, радуются их победам. В каждой былине они могут выделить цель, ради которой богатырь совершил подвиг, подчеркивают значение героического поступка: Илья Муромец победил Соловья - разбойника для русского народа, а не ради награды.

Положительный конец былины, точный и ясный, понятный детям убеждает читателей и слушателей в силе богатырей, в благородстве их подвигов. Именно в этом заключена патриотичность, морально - нравственная ценность былинного эпоса русского фольклора.

Мы с детьми  не только читаем, но и слушаем аудиосказки, играем в дидактические, подвижные, речевые игры, прослушиваем отрывки из опер, что помогает воспитанникам  понять содержание былины, обогатить словарь детей выражениями и  словами, свойственными  героическому эпосу,  проникнуть  в тайну напевности, колорита, своеобразия слога былины.

В заключении, хочется отметить - родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, а чтение и изучение детьми былинного эпоса русского народного фольклора поможет педагогам и родителям в воспитании духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. [Текст] – М.: Детство-Пресс, 2010 г.
2. Романенко О. Г. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре [Текст] / О. Г. Романенко, Т. В. Дорошина, К. И. Григорян // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.).  — Уфа: Лето, 2012.

Опубликовано: 20.06.2016