Сообщение из опыта работы по теме: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО

Автор: Гнатив Светлана Юрьевна

Организация: МБОУ «Росток» г.о. Самара

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - это способность к познанию. В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Исходя из задачи, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Продуманная организация деятельности по познавательному развитию детей, основанная на инновационных методах, позволит достичь целевых ориентиров, обозначенных во ФГОС ДО.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство постоянно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Задача педагога - не пресекать исследовательскую поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.

В своей работе в этом направлении, отдаём предпочтение опытам, экспериментам, занятиям – исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Мы видим, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже, время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводят к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причине способов действий, проявления творчества.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Для ребенка важно, чтобы его папа, мама поддерживали его интересы. Никому ни секрет, что для ребенка – родители – самые главные в мире люди, и родительские слова становятся руководством к действию. Поэтому в своей группе привлекаем родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием поисково-исследовательской активности дошкольников. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: во-первых, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить условия для развития поисково-исследовательской деятельности. Во-вторых, создать атмосферу для развития поисково-исследовательской деятельности, создать атмосферу общности интересов, направленных на развитие познавательной активности детей. В третьих, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей по данной теме.

На начальном этапе привлекали родителей к поиску информации и иллюстративного материала, созданию познавательно - развивающей среды в группе. В мини-лаборатории дошкольники в процессе экспериментирования имеют возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Здесь есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследования свойств воздуха, глины, песка, воды, почвы, камней. Дети изучают время и узнают предметы на вкус, исследуют звуки, неживую природу.

Родители помогают в оборудовании центра науки и пополнении необходимыми материалами. С целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей было проведено анкетирование. По результатам сделан вывод, что 34% родителей заинтересованы в данной проблеме, они положительно относятся к детскому экспериментированию и понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызывают вопросы об организации и руководстве детских опытов. Родители ссылаются на занятость работой и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, было постоянное стремление узнать новое, выяснить непонятное, вникнуть в сущность предметов, явлений, действий мною рекомендуется родителям проводить простейшие опыты и эксперименты в домашних условиях. Дети получали задания поэкспериментировать с магнитом, зеркалом, лупой, понаблюдать за состоянием воды при кипении и при сильном охлаждении, проводили опыт с воздухом, наблюдали за изменением цвета воды, добавляя красители, делали умозаключения, выводы.

Хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание: провести опыты, описать свои исследования и предоставить по возможности фотоотчеты. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей, как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу. Несмотря на большую занятость, в выполнении конкретного задания отказа не будет.

Давались задания провести «Опыты на кухне». Родители с удовольствием откликнулись на этот прием и принесли описание результатов проведенных совместно с детьми исследований. Получились интересные опыты: провели эксперимент c куриным яйцом, из которого был сделал вывод ,что соленая вода помогает держаться яйцу и оно, как подводная лодка висит в толще воды; рассматривали дольки фруктов через лупу и сок, который выжимали из фруктов; провели опыт с горохом и сахаром, через который узнали о том, что горох в воде разбухает, а сахар растворяется.

Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике). В группе совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, подобраны мультимедийные обучающие презентации «Круговорот воды в природе», «Радуга», «Подводный мир», и т.п.

Для полноценного взаимодействия с семьями воспитанников проведены следующие формы работы:

  • собрана подборка консультаций для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Почему дошкольнику полезно быть исследователем»;
  • проведён мастер-класс «Экспериментируем вместе»;
  • изготовлены памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к детскому экспериментированию»¸ «Опыты в домашних условиях»;
  • приобретена познавательная литература: энциклопедии «Все обо всем», «Что есть что», «Сто тысяч почему», «Что такое, Кто такой» и др.)

Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.

Возможность наблюдать и экспериментировать, нам предоставлена самой природой. Вовлекая в образовательный процесс родителей наших воспитанников, мы решили в зимнее время осуществить проекты «Зимующие птицы», «Птицы наши друзья». Для этого родители изготовили кормушки, скворечники и заготовили корм для зимующих птиц.

На участке детского сада были оборудованы грядки, на которых посадили семена различных овощных культур. В течение лета дети наблюдали за ростом и развитием овощей, учились за ними ухаживать. Все изменения, происходящие с их «подопечными» зарисовывали. Но самым радостным и запоминающимся был сбор овощей. Дети сделали вывод, что овощи, которые они вырастили, были самыми вкусными и ароматными.

Для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за культурными растениями в комнатных условиях, привлечь к работе проекта, как можно больше детей, сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей, были созданы и разработаны такие проекты как: «Огород на подоконнике», «Как вырастить лук ?» , «Зима на дворе - огород на окне » - в ходе которых активную помощь оказали родители. Темами проектов, реализованных в нашей группе, были: «Великий воздух-невидимка», «Вода и её свойства», «Пчела Майя и ее друзья», «Деревья». Дети на практике, в ходе экспериментов узнали о свойствах воды и воздуха. Благодаря помощи родителей, был собран интересный материал «Вода и воздух на службе у человека». Дети с родителями выполнили макеты парусников, ветряных мельниц, фильтров для очистки воды и т.д.

Во время этих проектов дети принимали активное участие, в опытах, в наблюдениях, сравнивали результаты, делали выводы. Кроме этого, родители помогали в оформлении разнообразных коллекций. Они собирали экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес.

Полюбились совместные поездки на теплоходе по Волге, в цирк, зоопарк. Тесно сотрудничаем с клубом «Русская Слобода». Результаты совместных поездок и экскурсий отражены в фотовыставках.

Большой популярностью и у детей, и у родителей пользовались тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Наши домашние питомцы» и т.п.

В группе проводились различные выставки совместного творчества родителей и детей – рисунков и аппликаций: «Весна – красна », «Птицы », «Берегите воду», «Эти прекрасные животные», совместные выставки из природного и бросового материала.

Вся работа с родителями оказалась не напрасна. Большинство родителей поняли, что экспериментальная поисковая деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками всегда отзывчивы на просьбы и предложения.

Постепенно, шаг за шагом, дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

В заключение хочется привести слова Анатолия Шапиро: «Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера».

Литература

  1. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М. : АРКТИ, 2004.
  2. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2009.
  3. Интернетресурсы.
Опубликовано: 18.03.2017