Организация развивающей предметно-пространственной среды в 1-й младшей группе в соответствии с ФГОС

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Морозова Наталия Николаевна

Организация: ГБОУ СОШ№1 СП д/с «Теремок»

Населенный пункт: Самарская область, пгт. Суходол

Задачи:

1.Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства группы.

2.Обеспечение возможности общения и совместной деятельности  детей раннего возраста и взрослого, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.Обеспечить: реализацию различных образовательных программ.

          Современное понимание развивающей предметно – пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребёнка, становления его субъективной позиции, развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

     Развитие ребенка  - дошкольника зависит, как и от воспитывающих его взрослых, так и  от предметно-пространственной среды, которая его окружает. Данная среда должна быть создана таким образом, чтобы ребенок  имел  возможность совместной деятельности детей и  общения.

Развивающая предметно-пространственная среда группы - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования,  а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОО.

При создании предметно – пространственной развивающей среды ориентировались на следующие принципы:

- принцип насыщенности,

- принцип доступности,

-принцип транспортируемости,

-принцип полифункциональности,

-принцип вариативности,

-принцип безопасности.

В  игровом помещении младшей группы  имеются развивающие уголки.

 Спортивный уголок, оборудованный массажными ковриками для профилактики плоскостопия, мячами, обручами, скакалками, кеглями и кольцебросом. Используемые физкультурные и спортивно-игровые пособия способствуют повышению интереса  детей к выполнению различных физических  упражнений, интенсивности двигательной активности и   положительно влияет на физическое  развитие ребенка.

 

  Музыкальный уголок - барабаны, дудочки, бубны,  маракасы, деревянные ложки, всё это помогает развивать фонематический слух и чувство ритма у малыша. Обязательный элемент среды группы – магнитофон.  Дети слушают детские песни, спокойную музыку во время игры, а так же звуки природы.

    Уголок «Я художник» позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение, самостоятельность. В нем находятся: фломастеры, мелки, наборы карандашей, пластилин, восковые мелки, трафареты, раскраски, бумага для рисования, гуашь и кисти. 

 Для развития мелкой моторики создан уголок сенсорно-моторного развития, который направлен на  развитие восприятия, мелкой моторики, воображения. Здесь есть: матрешки, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида,  мозаика разной формы, пирамидки, настольно-печатные игры. Развивающие игры,  сделанные руками родителей: «Весёлый паровозик», «Гусеница», «Рыбки», «Чудо крышки», «Теремок», «Пирамида», «Песочное царство».  Игры периодически меняются и обновляются.

        Книжный уголок – это , как правило, немного (4-5) книг. Особое предпочтение отдаётся книжкам  - картинкам. Книги помещаются, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь находятся отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу. Так же здесь размещены небольшие альбомы для рассматривания: «Игрушки», «Машины», «Домашние животные».  Книги с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями.

  Театрализованный уголок - это важный объект развивающей среды, здесь  настольный  театр, театр рукавичек, театр кружек, набор картинок по сказкам для фланелеграфа, маски-шапочки, ширма для драматизации сказок.

На протяжении учебного года  один уголок  заменяется другим, при этом используется  принцип новизны, благодаря чему детям не надоедает играть забытыми игрушками и воспринимать их, как новые.

Уголок «Семья».

Уголок «Строитель»

Уголок «Уединение»

Уголок «Песок и вода»

 

Пребывание  в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.

 

Ссылки на используемые материалы:

 

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации     (Минобрнауки  России) от 17.10.2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. № 26 г. Москва  «Об утверждении СанПиН 2.4.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Предметно – пространственная среда детского сада: пособие для воспитателей/ Под ред.Н.А.Коротковой.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2010.-96с.
  • Маханёва М.Д. Индивидуальный подход к ребёнку в ДОУ: Организационно – методический аспект. - М.:ТЦ Сфера, 2005.-57с.
  • Хромов Н.И. Методика развития современного ребёнка.- М.:ТЦ Сфера,2014.-128с.

 

Опубликовано: 11.04.2016