«Активные формы взаимодействия с семьей при реализации ФГОС ДО» ( из опыта работы)

Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО

Автор: Филиппова Светлана Ивановна

Организация: МДОУ «Детский сад №1 с Корткерос»

Населенный пункт: Республика Коми, с. Корткерос

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одним из основных принципов дошкольного образования является:

Сотрудничество Организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одна из задач, на решение которой направлен стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В ФГОС говорится что «Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи».

Также в нем сформулированы и требования по взаимодействию работы Образовательной Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Образовательной Организации с семьёй, а «ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Образовательной Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов»

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

. В соответствии с ФГОС «Детский сад обязан: информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность. Обеспечить открытость дошкольного образования: Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией проектов».

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

- Это учет индивидуальности ребенка.

- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое ему необходимо.

Одним из главных направлений работы нашего учреждения является активное сотрудничество с родителями. Взаимодействие воспитателей и родителей главным образом направлено на решение задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребёнка.

Я, со своей стороны, планомерно и активно распространяю педагогические знания среди родителей, оказываю практическую помощь в воспитании детей и способствую вовлечению родителей в образовательную деятельность.

Для этого использую разнообразные формы работы:

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно использую инновационные формы и методы работы:

  • Анкетирование (при подготовке к собраниям, семинарам, круглым столам, консультациям, при выпуске буклетов)
  • "Круглый стол" по любой теме, семинары – практикумы, мастер- классы. ( По выбору родителей, которые указывают темы для обсуждения при анкетировании в начале или конце учебного года).
  • Тематические выставки, фотовыставки, выставки совместного творчества родителей и детей. (По теме недели).
  • Консультации специалистов; (по желанию родителей)
  • Семейные спортивные встречи, дни здоровья, «Папа – мама - я- спортивная семья», походы. (пропаганда здорового образа жизни, привлечение родителей к образовательной деятельности, совместному активному отдыху)
  • Открытые занятия для просмотра родителей. (Открытость образования)
  • Конкурсы семейных талантов:

«Минута славы» - ежегодно в апреле месяце, «Семья года»-1 раз в 3 года, «А ну-ка бабушки»- 1 раз в 3 года, «А ну-ка мамочки», «Мисс детского сада» (распространение семейного опыта, поддержка семейных традиций)

  • День открытых дверей. (Вовлечение родителей в образовательную деятельность). Проводим ежегодно в феврале месяце. Родители принимают активное участие в совместной деятельности( рисуют, лепят, поют, делают зарядку и т. д)
  • Сайт ДОУ и группы. (Открытость и доступность, информирование родителей или (законных представителей) о жизни детей в детском саду и группе). Имеется сайт ДОУ (http://det-sad-kort.umi.ru/), где работает страница нашей группы, где я размещаю информацию обо всех событиях, конкурсах, мероприятиях группы и детского сада. На страничке группы размещены рубрики «Для вас, родители», «Учите вместе с нами» «Новости».
  • «Осенняя ярмарка» (активное привлечение родителей с жизни группы и детского сада, сбор средств на нужды группы.) проводим ежегодно.

В свою работу с родителями включаю формы работы с использованием современных приемов подачи информации; презентации, видеозаписи организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей, слайд – шоу на родительских собраниях, семинарах – практикумах, круглых столах, что вызывает большой интерес и восхищение со стороны родителей.

Семинар-практикум – одна из форм сотрудничества с родителями, где предполагается как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практическое решение проблемы.

В рамках проекта «Умные игры» в средней группе, провела семинар - практикум для родителей. В ходе семинара родителям освещалась теоретическая значимость развития логики, давались понятия логических операций и какие игры способствуют развитию логики. Практическая часть включала обучение родителей играм и упражнениям, которые они смогут использовать в домашних условиях для развития логики, мышления своих детей. В конце семинара-практикума была проведена рефлексия в виде игры для выявления удовлетворенности родителей, проведенным семинаром-практикумом. Я предложила схему дома, стикеры и предложила родителям оценить работу семинара и полезность информации.

Фундамент - полезная информация

Окна-не очень полезная информация

Дым из трубы - бесполезная информация.

Все стикеры были положены в фундамент дома, что свидетельствовало о том, что семинар прошел плодотворно.

При подготовке родительских собраний, часто провожу анкетирование с целью выявления компетентности родителей по теме собрания, круглого стола или семинара. Проводила анкетирование по теме: «Удовлетворенность ДОУ» с целью: изучить сферу сотрудничества семьи и детского сада в воспитании детей.

Анализ анкетирования показывает высокую удовлетворенность родителей педагогами и работой детского сада в целом. Результаты анкетирования находят свое отражение в планировании работы с родителями.

В своей группе я ежегодно разрабатываю перспективный план по работе с родителями, а так же совместной деятельности родителей и воспитанников. Мероприятия составляю таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ и потребностям родителей.

Одной из актуальных активных форм работы с родителями в ходе реализации ФГОС ДО является - вовлечение родителей в проектную деятельность детского сада и группы.

Я активно вовлекаю родителей своей группы в проектную деятельность, которая является одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне группы, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.

Совместно с родителями мною были реализованы проекты:

  • «Мой дом - моя улица» (средняя группа, 19 семей)
  • «70 лет – Победы» (старшая группа-10 семей).
  • «Кладовые природы» (Проект по здоровье сбережению на уровне ДОУ)-10 семей.
  • «Моя родословная» (подготовительная группа) -10 семей
  • «Все работы хороши»( подготовительная к школе группа)-12 семей.
  • «Моя республика Коми» (подготовительная к школе группа)- 19 семей.
  • «Этот загадочный Космос» (подготовительная к школе группа)-14 семей
  • «Этот День Победы» (подготовительная к школе группа)-11 семей.

Исследовательские проекты:

  • «Секреты березы»,
  • «Откуда берется электричество?»,
  • «Где живет вода?»,
  • «Хитрых следов сплетение»,
  • «Я расту»
  • «Мой день рождения»

При использовании нетрадиционных, интерактивных способов взаимодействия, родители моей группы стали активно принимать участие в жизни группы и участвовать во всех культурно – массовых мероприятиях, проектах, творческих выставках, конкурсах , ярмарках и др.

Мероприятия, в которых принимали родители нашей группы «Осьминожки».

Учебный год

Совместные выставки

Совместные мероприятия

Конкурсы

Всего выставок

Количество семей

всего

Количество семей

Всего

Количество семей

2011- 2012.

3

6

2

6

-

-

2012-2013

12

14

9

9

2

2

2013- 2014

16

15

10

11

5

7

2014-2015

18

15

17

11

8

9

2015-2016

15

15

17

13

11

15

 

Проведя сравнительный анализ вовлечения родителей в совместную деятельность, я наблюдаю, повышенный интерес к мероприятиям и совместным праздникам. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная. Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы. Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь. Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям. Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и группы.

Планомерная работа с родителями и использование нетрадиционных методов организации интерактивного взаимодействия с родителями находит свое отражение в увеличении количества семей, вовлеченных в образовательный процесс. Это объясняется возросшим интересом родителей к жизни в группе, и желанием принимать участие в совместных мероприятиях. Родители с удовольствием наблюдают, как дети подолгу и с увлечением рассматривают их совместные работы, гордятся своими родителями. Они рассказывают сверстникам, как они принимали в этом участие.

Совместные праздники, мероприятия и развлечения служат итогом проделанной работы. Результат моей работы - положительное отношение родителей к ДОУ, и хорошая оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Активное привлечение родителей в образовательный процесс ДОУ, помогает мне эффективно решать, поставленные передо мной, задачи. Таким образом, используя разные и активные формы работы с семьей, я отмечаю повышенный интерес родителей с жизни группы и детского сада, что можно наблюдать по возросшему количеству семей, принимавших участие в различных совместных мероприятиях на уровне группы, детского сада и всероссийском уровне и вовлечение семей, раннее не принимавших активного участия. Родители моей группы активны, отзывчивы, общительны, доброжелательны.

 

Мероприятия,

в которых принимали родители нашей группы «Осьминожки».

2012-2013 учебный год .

2 младшая «а» группа.

Участие родителей в осенней ярмарке- 14 семей.

Было собрано 1996 рублей (Купили магнитофон в группу)

Участие родителей в конкурсах детского сада

Конкурс «Супер - бабушка»

Конкурс «Семья года». Участвовала семья Анечки Забоевой.

Праздник ко «Дню матери»

Развлечение «В гости к Матрешке».

Участие в изготовлении снежных построек. ( Папы 6 человек)

Праздник «В гости к елочке».

Участие в изготовлении атрибутов и костюмов к сказке «Теремок»

Развлечение « Я солдатом смелым буду»- 10 пап и один дедушка.

Праздник «Мамин день»

Просмотр сказки «О Маленьком цыпленке, который очень хотел вырасти». Изготовление костюмов

Совместные выставки работ.

1.Фотовыставка

«Лето – это, здорово!»-11 семей

2.«Осенняя ярмарка»-7 семей

2.Выставка поздравительных газет ко Дню воспитателя.

3. «Осенний вернисаж»

4.Выставка рисунков

по правилам дорожного движения «Наши лучшие друзья»-8 семей.

5.Фотовыставка «Мамочка милая»- 10 человек.

6.Выставка рисунков «Я люблю играть»-8 семей

Фотовыставка «Я и моя любимая игрушка»-7 семей

«Лучшая новогодняя поделка» -8 человек

Выставка рисунков «Зимние забавы»-9 семей.

Фотовыставка «Мой папа самый лучший»-11 человек.

Выставка рисунков «В гостях у сказки»- 10 семей.

Участие в оформлении портфолио группы- 4 человека.

2013-1014 учебный год.

Средняя группа «Осьминожки».

Участие родителей в « Осенней ярмарке»

Приняли участие в ярмарке 12 семей. Было собрано 1600 рублей.

Участие родителей в конкурсе «Самая нарядная группа к Новому году»- 10 семей.1 место по детскому саду.

Участие родителей в спортивных состязаниях

«Папа - мама - я - Спортивная семья»- 4 семьи(8 человек)

Участие родителей в конкурсе «Минута славы»

1 место- 4 семьи (8 человек)

Конкурс «Читающая семья». Участвовала семья Лизы Холоповой.

Спортивное развлечение «Будем в Армии служить»-12 пап.

«День открытых дверей»- 7 человек

«Совместные выставки работ»

1.Фотовыставка

«Лето – это здорово!»- 15 семей

2.Выставка поздравительных газет ко Дню воспитателя.

«Осенний вернисаж»- 8 семей.

Выставка рисунков

по правилам по ОБЖ. «Чтобы не попасть в беду»-13 семей.

Изготовление панно «Мое село Корткерос»-20 семей.

«Лучшая новогодняя поделка»-11 семей.

Изготовление поздравительных газет к 23 февраля

«Мой папа самый лучший»-18 семей.(С участием мам)

Фотовыставка «Где служили наши папы»- 16семей

5.Фотовыставка «Самые обаятельные и привлекательные».-19 семей.

Изготовление поздравительных газет к 8 марта.

«Моя мама лучше всех».( С участием пап)-19 семей

Организация выставки совместного творчества родителей и детей

ко дню Космонавтики- 8 семей

Организация выставки газет ко дню Здоровья.

«Здоровье это….»- 4 семьи

Организация выставки «Домашние игры детей»- 16 семей.

Изготовление игр своими руками.-4 семьи

Участие в выставке творчества ко «Дню Победы»-5 семей.

Участие в оформлении портфолио группы- 8 человек.

 

 

2014-2015 учебный год.

Старшая группа «Осьминожки».

Участие родителей в «Осенней ярмарке»

Приняли участие в ярмарке 16 семей. Было собрано 1850 рублей.

Участие родителей в концертной - игровой программе «Для милой мамочки»(18 человек)

Участие родителей в конкурсе «Новогодние украшения своими руками»15 семей.

.Участие родителей в спортивных состязаниях «Зимние забавы»(4 семьи).

Конкурс «Мисс Детского сада»2 семьи.

Семинар- практикум «Умные игры» с использованием ИКТ- 18 человек.

.Конкурс «Пришла Весна - Пришла Победа», к 70- летию Великой Победы

групповой(17 человек), на уровне детского сада(5 человек)

Участие родителей в конкурсе «Минута славы» » 1 место- 3 семьи

Конкурс «Читающая семья». Участвовала семья Мирослава Стихиева( Мама-Элла Александровна) 1 место в детском саду.

Спортивное развлечение «Мы - будущие солдаты»-14 пап.

«День открытых дверей»-12семей

«Совместные выставки работ»

1.Фотовыставка «Вот и лето прошло»- 15 семей

.2.Выставка поздравительных газет ко Дню воспитателя.- 6 человек

3.«Осенний вернисаж»- 10 семей.

4.«Профессия моей мамы»(Ноябрь)19 человек

5.Выставка газет «Мы растем здоровыми.» 12 человек.

6.Фотовыставка «Такие разные профессии».20 человек

7.Выставка творческих Работ «Когда я вырасту, я буду…»12 семей

8.Фотовыставка «Букет прекрасных дам»25 семей.

9Фотовыставка « зимние развлечения детей и родителей»- 16семей

10.Организация выставки совместного творчества родителей и детей ко дню Космонавтики- 8 семей

11.Организация выставки газет ко дню Здоровья. «Здоровье это….» 7семей

12.Участие выставке творчества ко « 70 лет - Победе»-10 семей.

13.Музыкально – развлекательная программа «Вместе с мамой».(20 человек)

14..Праздник «Новогодний переполох в сказках» ( изготовление костюмов-23 семьи)

15.Спортивное развлечение «Мы растем здоровыми и ловкими»-15 человек

16.Развлечение «Будущие защитники» -15 пап

17.Праздник «Мам и бабушек с Женским днем»21 семей

18.Просмотр сказки «Сказка о паучке». (Изготовление костюмов-10 семей).

2015-2016 учебный год.

Подготовительная группа «Осьминожки».

Совместные конкурсы и мероприятия.

«Осенняя ярмарка»- участвовало 20 семей (Собрали 2000 т. рублей)

Конкурсная - игровая программа -«Мама-солнышко мое!»-22 человека.

«Фестиваль народных игр»- 10 человек.

Участие в подготовке конкурсантов к конкурсам детского сада;

«Символ года-2017»-17 семей.

«Мисс детского сада», «Минут славы»-5 семей.(2 и 3 место)

Оформление поздравительной газеты «Юбилей Детского сада-35 лет»-12 человек

«Читающая семья»- Семья Даши Власенковой и мамы Елены Валерьяновны

( 1 место).

Участие в подготовке конкурсантов к групповому «Конкурсу чтецов»,

к 95- летию Республики Коми-18 человек,

«Конкурс чтецов» на уровне детского сада- 5 человек.

«Конкурс чтецов» (на Коми языке) муниципальный уровень-5 человек

(1 место, 2 вторых места)

Праздник «Мама милая моя»-21 семей.

Викторина - «Интеллектуальный марафон», посвященный 95-летию Республики Коми.-15 человек

Участие в подготовке конкурсантов к конкурсам детского сада –

«Конкурс чтецов»-19 человек

Изготовление костюмов и атрибутов к сказкам и постановкам.

«Лесная аптека»- 11 семей.

«День открытых дверей»-15человек.

Участие во всероссийской акции (подготовка к весенним каникулам) «Домашнее задание родителям и детям»-18 семей.

Изготовление атрибутов к « Выпускному балу», оформление зала ,-25 семей.

Родительские собрания:

«На пороге школы» (Круглый стол) и использованием ИКТ.-23 человека

«Доброта начинается с детства»-19 семей

«Скоро в школу» с использованием ИКТ-24 человека.

Совместные выставки работ:

1.Выставка творческих работ (родители и дети)- «Осенние мотивы»-15 семей

2.Выставка творческих работ - «Мое хобби»-8 семей

3.Участие в выставке творческих работ «Моя родословная»10 семей.

4.Участие в проекте «Моя родословная»- 10 семей

5.Фотовыставка -«Как мы отдыхали летом»(18 семей),

6. Фотовыставка - «Как я помогаю маме»- 14 семей.

7.Фотовыставка - «Я и моя любимая игрушка»-14 семей

8.Выставка газет - «В здоровом теле - здоровый дух»-10 семей

9.Совместное участие родителей и детей в групповом конкурсе

«Символ года-2016»- 18 семей.

10. Фотовыставки - «Мой папа и я – лучшие друзья»-12 семей

11.«Наши мальчишки - будущие защитники»-24 семьи

12.Фотовыставка - «Родной край, любимые места»-11 семей

(к75 -летию Республики Коми)

13. Выставки творческих работ - «Моя любимая сказка» (герои сказок)-18 семей

14.«Этот загадочный космос» -14 семей.

15.«Этот День Победы»-11 семей.

 

 

Список литературы:

  1. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.В. Загик, Т.А, Куликова и др. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
  2. Епиченко Г.Ю. Путешествие в страну добрых отношений
  3. «Воспитатель ДОУ. Практический журнал» 2009, № 6, С.106-109.
  4. Лебедева Н.Б. Психологическая поддержка компетентности семьи в вопросах воспитания и детско-родительских отношений.
  5. «Дошкольная педагогика» 2008, №7, С.55-58.
  6. Словак Н.В. Реализация системы «воспитатель-ребенок-родитель»
  7. «Воспитатель ДОУ. Практический журнал» 2009, № 8, С.87-104.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-363494.html.
  2. https://www.vospitatelds.ru/opublikovat_statju_vospitatelju.
  3. http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3035.html
  • aktivnye-formy-s-semyami-p.. 6,3 МБ
  • Опубликовано: 12.02.2017