Взаимодействие с семьями воспитанников детского сада (из опыта работы СП д/с «Тополёк»

Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО

Автор: Сяткина Нина Васильевна

Организация: СП д/с «Тополёк» ГБОУ СОШ№8

Населенный пункт: Самарская область, пгт. Алексеевка, г.о. Кинель

«Взаимодействие с семьями воспитанников детского сада (из опыта работы СП д/с «Тополёк»)»

Сяткина Нина Васильевна – старший воспитатель                                                                              СП д/с «Тополёк» ГБОУ СОШ№8 п.г.т.Алексеевка г.о.Кинель

 

 Взаимодействие нашего детского сада осуществляется с  разными социальными партнерами, но самыми первыми и главными нашими партнерами становятся  родители воспитанников. Они активные участники и помощники во всех  начинаниях: праздниках и развлечениях для детей, соревнованиях, конкурсах, выставках,  и т.п.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений между детским садом и родителями.

Нашу работу по взаимодействию детского сада и семьи мы рассматриваем как процесс двусторонний: с одной стороны — это "Детский сад — семье" – где процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребёнка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Для реализации этого процесса в детском саду организуются такие формы работы, как родительские собрания, школы для родителей, консультации и др. ; с другой стороны — это "Семья — детскому саду" – где процесс характеризуется включением родителей в воспитательно — образовательный процесс детского сада. Это кружковая деятельность, коллективные мероприятия, например экскурсии,  праздники, развлечения.

Формы взаимодействия:

Коллективные — родительские собрания, дни открытых дверей, ролевые игры, круглые столы, совместные  семейные педагогические проекты, конкурсы, анкетирование  и др.

Наглядно-информационные — выставки детских работ, библиотека для родителей, уголок информации, фотоуголок, др.

Индивидуальные — консультации, анализ педагогических ситуаций, беседы, консультации, и др.

Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание. На этих собраниях родителей систематически знакомим с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями.

Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду, но и  знакомство с организацией педагогического процесса, с приёмами работы воспитателя.

Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей с взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребёнка, об успехах малыша. Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей — широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.

Профориентация дошкольников – это  малоизученное направление в психологии и педагогике, и мы решили более досконально провести  работу в данном направлении.   Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. Во время работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых мы столкнулись с проблемой недостаточности художественной литературы, методических пособий наглядного и познавательного материала. На наш призыв о помощи откликнулись родители, которые помогли нам пополнить сюжетно- ролевые игры атрибутами, собрать художественную литературу и альбомы о различных профессиях. Для того, чтобы объективно оценить знания детей о различных профессиях нами была составлена анкета  с родителями и детьми, которая проводится в начале и конце каждого учебного года. Нас радует, что динамика этих результатов положительная. Воспитателями представлен банк данных по сюжетно-ролевым и дидактическим играм, развивающим занятиям по ознакомлению дошкольников с миром профессий. В каждой группе воспитатели  совместно с родителями оформили специальную накопительную папку, где собраны все материалы по различным профессиям: викторины для взрослых и детей, подобраны загадки, кроссворды, стихотворения и т.д.

Ребёнку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)
У воспитанников совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней.  И мы решили организовать «встречи с представителями  профессий». Суть встреч заключается в том, что представители различных профессий (это родители, дедушки и бабушки) приходят в гости к детям и рассказывают о своих профессиях.

Самыми интересными для воспитанников были встречи: мама-парикмахер показала детям мастер-класс по плетению косичек, папа (сотрудник конструкторского бюро) мастерил с мальчиками макет ракеты, дедушка (плотник) мастерил с детьми кормушку для птиц, а бабушка  (пекарь)              учила лепить пирожки, затем угощала детей вкусной выпечкой.  Результатом  социального партнёрства с семьями воспитанников в профориентационной  работе в нашем детском саду также является: возросший интерес детей к различным профессиям, уважение ребенка к труду взрослого человека, гордость за достижение своих родителей, желание быть похожими на них, стремление продолжать дело своих родителей, как основа зарождения (или продолжения) профессиональных династий. Таким образом, планомерная и систематическая работа с семьями воспитанников по ознакомлению детей с трудом взрослых, проводимая в нашем детском саду приносит  положительные результаты.   Семья и   детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Литература:

  1. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013
  2. Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013. № 9
  3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва 2002
  4. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012
  5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010
  6. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3
  7. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014
  8. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014
  9. maam.ru
  10. vseodetishkax.ru

 

 

Опубликовано: 20.01.2017