Опыт организации проектной деятельности в социальном партнёрстве с родителями дошкольников

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Карасик Наталья Викторовна, Самохвалова Елена Владимировна

Организация: МАДОУ №86

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

Семья всегда была, есть и останется в будущем самым сильным фактором влияния на человека в любом  возрасте, а влияние семьи на ребенка гораздо сильнее влияния всех социальных институтов. В настоящее время, в период реформирования дошкольного образования появляется потребность в использовании интерактивных форм работы для совершенствования  воспитательно – образовательной практики. Одна из таких форм – метод проектирования. Метод проектов – это форма взаимодействия всех субъектов образовательной практики, который способствует развитию самостоятельности мышления у детей и помогает ребенку формировать уверенность в собственных возможностях. Сегодня такая форма активно используется педагогами нашего дошкольного учреждения.

Интерес и возможности ребёнка, проявляющиеся в процессе реализации проектного метода, привлекают и родителей к активному участию в нём.  Педагогическим продуктом сотрудничества воспитателей, детей и родителей является возможность их качественного взаимодействия в рамках образовательной деятельности. Родитель учится понимать мир детства и собственного ребёнка. Педагог организует образовательный процесс интереснее и разнообразнее. Только в совместной деятельности воспитателя и родителей могут появиться необходимые условия для развития таких интегративных качеств личности как: любознательность, самостоятельность, инициативность.

Рассмотрим этапы совместной деятельности по методу проектов. Предварительная работа заключается в обсуждении темы проекта вместе с детьми, затем родителей мы знакомим с предстоящим проектом и предлагаем поучаствовать в выборе темы. При проведении предварительной работы мы используем такой прием как «модель трех вопросов», который проводится в виде познавательной беседы. Все мысли и высказывания детей фиксируются по трем разделам: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Как мы это можем узнать?». Для родителей в приемной нашей группы создан стенд, на котором помещается вся информация по предстоящему проекту. Определившись с темой, мы составляем план мероприятий по реализации выбранного проекта, используя при этом наиболее интересные и оригинальные идеи, предложенные детьми и родителями. Инициативы родителей наших воспитанников всегда находят свое практическое применение в работе над проектами.   По результатам реализованных проектов, можно с уверенностью говорить об эффективности выбранной формы работы по включению семей воспитанников в образовательный процесс.  Исходя из своего опыты работы в данном направлении, надо отметить, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность по реализации проекта с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести с детьми время. Совместное выполнение какого- либо задания укрепляет отношения между детьми и их родителями.  Об организации сотрудничества с семьей в рамках проектной деятельности мы хотим рассказать на примере проекта «Мир профессий», который проходил с детьми подготовительной группы. Первоначально была проведена большая предварительная работа, которая включала в себя совместное обсуждение с участниками проекта темы и планирование всего процесса его реализации. Тема «Мир профессий» была выбрана по желанию детей. При проведении беседы «Что мы знаем о разных профессиях?» наши дети показали знания о наиболее знакомом для них труде взрослых (врач, продавец, учитель, воспитатель, строитель и т.д.) и  предложили познакомиться с новыми видами профессиональной деятельности. Совместно с родителями мы решили, что расширять знания детей о труде взрослых наиболее интересно  через непосредственное знакомство с  представителями этих профессий, то есть с нашими мамами и папами. На протяжении всех этапов реализации проекта «Мир профессий» родители не только активно участвовали во всех мероприятиях, но и помогали в подборке художественной литературы по теме проекта, изготовлении дидактических пособий, принесли фотографии с места работы, подготовили презентацию  «Детям о профессиях», оформили атрибуты к проведению викторины как итогового мероприятия.

Многие родители подключались к участию в проекте уже в процессе работы над ним. Например, в одной из семей воспитанников, увидев как мама готовится к предстоящей презентации, папа решил не отставать и предложил свои услуги в представлении профессии нефтяника. Надо отметить, что подошел он к этому вопросу очень ответственно, самостоятельно подготовил  интересное сообщение, видео и фотоматериалы с места работы. У детей возник интерес и  много вопросов о профессии нефтяника. Они узнали, что такое нефть и зачем люди ее добывают.

Знакомство детей с такой деятельностью взрослого, как  оказание благотворительной помощи детям - сиротам в детских домах произошло по желанию одного из воспитанников, который убедил маму рассказать о своей работе. Наши дети познакомились с особенностями жизни в детском доме, им рассказали о желании ребят – сирот иметь дом и семью.  Наши дети были приглашены  на экскурсию на предприятие «Данон – Юнимилк» с целью ознакомления с профессией – мастер по изготовлению кисломолочной продукции. Ребятам показали весь процесс создания молочной и кисломолочной продукции на всех его этапах. Дети расширили свои знания о том, сколько разных людей трудится на производстве, прежде чем молоко попадет в магазины и детские сады

Папа нашего воспитанника по профессии инспектор ДПС рассказал детям об особенностях своей трудовой деятельности, провел викторину, показал детям фильм «Уроки безопасности тетушки Совы: ПДД!». В процессе этого мероприятия дети закрепили знания о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Еще одним интересным моментом в рамках реализации проекта стал рассказ мамы, которая познакомила ребят со своей  профессией врача – рентгенолога и показала интересную презентацию. Дети увидели, как делают рентген, узнали об особенных лучах рентгеновского аппарата, а из устного сообщения им объяснили необходимость такой процедуры для здоровья людей.

 По собственному желанию одна из мам рассказала о профессии журналистки нашей городской газеты. Дети узнали, какими качествами должен обладать человек этой профессии, особенно интересно было познакомиться с процессом создания газеты. Участие проходило через такие формы, как рассказы о своей профессиональной деятельности, оформление настенной газеты «Все профессии важны, все профессии нужны!», изготовление книжек – малышек дома с детьми «Когда я вырасту, стану…», организация выставки рисунков на тему «Моя будущая профессия», проведение  детьми  интервью с родителями на тему «Нравится ли вам ваша профессия  и почему?»,  создание уголка «Мир профессий», проведение итогового мероприятия- викторины. В роли жюри на викторине были родители воспитанников, а в каждой команде   один из них помогал и подсказывал ребятам.   Учитывая огромный вклад родителей в реализацию проекта «Мир профессий» можно сделать вывод о том, что они стали полноценными партнерами в образовательном пространстве нашей группы. Целью данного проекта стало - расширение знаний детей о различных профессиях через знакомство с профессиями своих родителей. Задачами мы определили: формирование реалистических представлений о труде людей, помочь понять детям важность и необходимость каждой представленной в проекте профессии, развитие коммуникативных навыков, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми по данному проекту, воспитание уважения к людям различных профессий. Благодаря активному включению родителей наших воспитанников в проектную деятельность, как социальных партнеров, у нас наладилась прочная взаимосвязь с их семьями, родители стали проявлять повышенный интерес  к развитию и воспитанию своих детей, вносить свои предложения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками.   

 

Список литературы: 

  1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю.,Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями/ М.: Творческий центр, - 2009,- 128с.
  2. Киселева Л.С., Данилина Т.А.,  Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/ М.: Издательство АРКТИ, - 2012,- 95с.   
Опубликовано: 20.12.2016