Развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста, через нестандартные развивающие игры
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Селезнева Инна Викторовна
Организация: МБДОУ №27 д/с «Росинка»
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Искитим
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, к общечеловеческим ценностям, время формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Как известно, время не стоит на месте, и современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В условиях модернизации современного образования все актуальнее становится проблема умственного развития ребенка, его познавательной активности, любознательности, логических операции (сравнение, обобщение, классификация), а так же стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Одним из центральных вопросов умственного воспитания является развитие логико – математических представлений дошкольников.
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандартизация дошкольного образования предполагает модернизацию и совершенствование системы дошкольного образования, где в основе лежат условия, направленные на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. ФГОС определены пять образовательных областей, одной из которых является познавательное развитие. Оно предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности, формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере и т. д.).
В рамках введения ФГОС приоритетно задачей становится отход от школьных принципов обучения и возвращение к главному принципу – воспитание и обучению в процессе игры. В процессе игры моделируются такие математические конструкции, решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников логических структур мышления, а также, создаются благоприятные условия для применения математических знаний, их активного и самостоятельного использования на практике. Особая роль при этом отводится нестандартным развивающим играм.
Знаменитые педагоги прошлого и современности занимались разработкой и последующим внедрением этих игр, способствующих освоению детьми представлений о логико-математических связях и зависимостях, развивающих пространственное воображение, способности к моделированию. Речь идет о логических блоках Дьенеша, палочках Кюизенера, развивающих играх, разработанных и адаптированных Б.П.Никитиным. Рассматриваемые игры позволяют осуществить введение детей в мир логики, математики, порядка, основных логических операций. Выбор сложности игр зависит от поставленных целей и задач, возраста детей, содержания изучаемого материала и этапа занятия. Нестандартный подход в организации занятий позволяет стереть грань между обучением и игрой, добиться успешного усвоения учебного материала. Дети становятся более активными, инициативными, любознательными, учатся договариваться, активно задают вопросы для получения нужной информации (особенно в подготовительной группе). У них появляется потребность самостоятельно, творчески применять освоенные действия, помогать другим, выполнять их. Ребенок прилагает все усилия, полученные навыки, накопленный опыт, чтобы прийти к решению поставленной перед ним задачи иным «своим» путем.
Для осуществления эффективного развития ребенка наряду с организованными формами обучения, особое место отводится совместной и самостоятельной игровой деятельности детей. Именно в этих видах деятельности ребенок располагает временем для усвоения новых игровых и учебных действий, самостоятелен в преодолении сопутствующих этому процессу трудностей. Он постепенно овладевает умением соотносить цель и результат, элементами самоконтроля, адекватной оценкой своих действий и результатом. Поэтому необходимо создать такие условия, которые более комфортно позволяют ребенку усваивать и переносить полученные знания в новые неизвестные ситуации, решая тем самым различного рода познавательные задачи. С этой целью в группе необходимо создать математический центр, оснащенный занимательными играми, пособиями. Где детям представится возможность выбрать интересующую игру и играть индивидуально или совместно с другими детьми. Занимаясь в центре, у детей будет воспитываться потребность не только к развлекательным, но и требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия играм.
Очень важна так же организация сотрудничества с семьей. Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечения успешности организуемой работы. Проблема в том, что многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать. Однако они не догадываются, что эти умения очень недолго выручают ребенка, запас заученных знаний кончается очень быстро. В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы. Поэтому, основное усилие педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитывать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решения.
В заключении отмечу, что успешному освоению логико-математических представлений старших дошкольников, усвоению мыслительных умений, улучшению умственного развития, познавательной активности, способности к размышлению способствует определенным образом организованный педагогический процесс, важное место в котором занимают развивающие игры.
Список литературы
- Бабаева Т. Н.и др. Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб: «Издательство «Детство – пресс», 2010.
- Бабаева Т. Н. и др. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2011.
- Новикова В.П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3 – 7 лет.- М.: Мозаика - Синтез, 2008.
- Михайлова З.А. Математика от трех до семи: Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. – СПб: «Детство – пресс», 2007.
- Носова Е.А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников.- СПб: «Детство – пресс»,2007.
- Смоленцева А.А. Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. СПб: «Детство – пресс», 2006.
- Казинцева Е. А. Померанцева И. В. Формирование математических представлений: Конспекты занятий в подготовительной группе. – Волгоград: Учитель, 2009.