Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Жижина Любовь Ивановна

Организация: МБДОУ детский сад № 148

Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург

Экологическое воспитание дошкольников – это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии: устойчивых знаний о природе, а также взаимосвязей в ней; бережного отношения к природе; правильного понимания понятия о том, что такое «здоровый образ жизни»; эмоциональной отзывчивости к живой природе; положительных эстетических ощущений от любования самой природой; умений познавать особенности окружающего мира.[6, с.9]

В соответствии с требованиями ФГОС ДО[2, с.165] в нашем МБДОУ – детский сад № 148 г.Екатеринбурга экологическое воспитание дошкольников реализуется двумя путями: через основную образовательную программу ДОО и через парциальную программу «Юный эколог» (автор С.Н.Николаева) [5, с.4], которая дополняет основную программу детского сада. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется педагогами ДОО на протяжении всего учебного года. Экологическое образование прослеживается во всех образовательных областях: социально-коммуникативном развитии, познавательном развитии, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии дошкольников.

Игровая деятельность является основным помощником педагогов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Чтобы игры стали подлинным организатором жизни детей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике обучения и воспитания было разнообразие направлений игровой деятельности в экологическом воспитании дошкольников. Разумное разнообразие игр ценно еще и потому, что в этих условиях становится возможным решение образовательных, воспитательных и развивающих задач – достижение дидактических целей, формирование характера, черт личности, усвоение норм жизни, отношение детей друг к другу и т.п. В играх различной направленности лучше видны возможности ребенка, его непосредственность и быстрота реакции. Лишь в игровой деятельности дети получают возможность трансформации окружающего мира в соответствии со своими желаниями, и, кроме того, игра является источником удовольствия для ребенка. [3, с.23]

В процессе игр закрепляются представления детей о животном и растительном мире, о человеке как части природы, об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды. Особое внимание уделяется формированию осознанно-правильного отношения к природе и ее богатствам. Такие игры направлены на развитие экологических знаний и представлений, воспитание осознанного отношения к объектам живой и неживой природы. Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных пособий. Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение педагога к экологическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.

Для успешной работы по экологическому воспитанию дошкольников в группах надлежащим образом оформлена игровая предметно-пространственная среда, в группах имеется достаточное количество дидактических игр на развитие экологического образования и осознанно-правильного отношения к природе: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Что где растет», «Лесные хоромы», «Лесная азбука», «В мире животных». «Домино: «Во саду ли, в огороде», «Лесные жители», «Грибы», «Птицы», «Цветы». Игровой занимательный материал служит средством активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха, способствует развитию мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению экологических знаний, доступен.

Педагоги для экологического воспитания используют игровые обучающие ситуации, что значительно повышает интерес детей и способствует успешному усвоению экологических знаний. Например, использование кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов, воспринимаются детьми эмоционально, становятся объектом подражания. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, «Репка», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», «Дюймовочка» и др., содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. Чтобы игровая ситуация с любым литературным персонажем действительно выполняла дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. Например, при ознакомлении с луговыми цветами приходит фея цветов, и дети рассказывают о цветах или в форме диалога беседуют с феей. Дети при такой игровой ситуации получают знания о том, что цветы кормят бабочек и пчел, а пчелы из цветочного нектара делают мед, о том, что есть лечебные цветы, из которых делают лекарства.

Игровая деятельность организуется в играх-путешествиях на Северный полюс, на дно океана, где дети становятся посетителями выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка и т.д. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе. Роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой) всегда выполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают разные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней. Дают им практическую модель правильного поведения на природе, в залах музея, на выставках.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе используются не только сюжетно-ролевые, но и простые по содержанию дидактические игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Данные игры закрепляют первые крупицы, знаний, которые дети получают в наблюдениях. Например, игра – «Кто, где живет», «Летает, бегает, прыгает», (о приспособлении животных к среде обитания), «Найди дерево», «Чудо цветок», (о внешнем виде цветов и деревьев), «Выбери дорожку» (о правилах поведения в природе), «Небо. Земля. Вода», «У кого какой дом», (об экосистемах) «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов) и др. Через использование игровой деятельности осуществляется уточнение, обобщение и закрепление у детей знаний о флоре и фауне, о природе родного края, о жизни и среде обитания представителей животного и растительного мира, о птицах, обитателях морей и рек, лесов и лугов, гор и степей, тайги и тундры.

С детьми старшего дошкольного возраста активно организуем квест-игры экологического направления. При организации и проведении квест-игры придерживаемся следующего алгоритма: определение цели и задачи, выбор места проведения игры, составление паспорта прохождения этапов или карту маршрута и регламент прохождения по этапам, формирование состава участников-педагоги, дети, родители: разработка легенды игры; подготовка заданий, пособий для игры. Например, с детьми подготовительной группы проведена квест-игра «Друзья природы». Цель игры: закрепление знаний детей по экосистеме лес. Дети получили задание собрать все лепестки для цветика-семицветика, так как с его лепестков тетушка-Непогодушка смыла все краски. Группа детей проходила станции, выполняла игровые задания, в конце игры дети обнаружили, что на лепестках есть буквы, из которых можно сложить слово ПРИРОДА.

При проведении квест-игры «Поможем петрушке выздороветь», дети старшей группы в игровой деятельности закрепили знания о лечебных свойствах лука о его сортах, цвете, вкусе и запахе, упражнялись в работе по схеме, выполняли различные игровые действия: в центре творчества дети играли в игру: «Что сначала что потом», делали зарисовки к наблюдению за луком. В центре природы дети по карте-схеме самостоятельно сажали лук. В центре сюжетно-ролевой игры дети самостоятельно готовили витаминный салат по карте-схеме для больного и т.д.

Таким образом, педагогами ДОО активно используется игровая деятельность дошкольников, что способствует успешному экологическому воспитанию. Контакт детей с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие игровой деятельности – это ключ правильной постановки экологического воспитания.

 

 

Список литературы

1. Артемова Л.В. Игры в ДОУ: методическое пособие / Л.В.Артемова. – М.: Академия, 2020. – 488 с.

2. Бутова Н. А. Подходы к экологическому воспитанию дошкольников в соответствии ФГОС ДО / Н.А.Бутова // Молодой ученый. - 2021. - № 10. - С. 165-166. - URL: https://moluch.ru/archive/174/45817/ (дата обращения: 21.11.2023).

3. Зерщикова Т.В. Экологическое воспитание дошкольников в игровой деятельности / Т.В.Зерщикова // Дошкольное воспитание. - 2020. - № 7. - С.23-28.

4. Казарцева Т.Б. Инновационные технологии в экологическом воспитании дошкольников // Современные исследования: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. - Нефтекамск, Республика Башкортостан, 2019. - С. 55-60.

5. Николаева С.Н. Юный эколог: программа экологического воспитания в детском саду / С.Н.Николаева. – М: Мозаика-Синтез, 2017. – 82с.

6. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников / под ред. П.Г.Федосеевой. [Электронный ресурс]. - URL https://ekol.vospit.ru (дата обращения: 21.11.2023г.).

 

 

Опубликовано: 23.01.2024