Коррекционная работа с детьми раннего возраста в условия учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Клюева Ольга Николаевна

Организация: ОГКУ «Центр «Малышок»

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 (ред. от 19.12.2018) "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" в нашем ОГКУ «Центр «Малышок» живут и воспитываются дети в возрасте от 0 мес. до 4 лет.

Основная задача учреждения - осуществление комплексной медико-психолого–педагогической и социальной реабилитации детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей и их дальнейшее жизнеустройство, создание благоприятных условий пребывания, приближенных к семейным, способствующих интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.

Развитие детей, воспитывающихся нашем учреждении, обусловлено сочетанием биологических факторов риска с неблагоприятными социально-психологическими факторами, в том числе с лишением ребенка эмоционально-психологической связи с матерью или лицом, ее заменяющим. В условиях ранней материнской депривации гораздо медленнее развивается познавательная активность ребёнка, не проявляется любознательность, отстаёт эмоциональное и личностное развитие. Поэтому наши воспитанникам необходима ранняя комплексная психолого - медико- педагогическая помощь не только с целью реабилитации/абилитации ребенка, но и в целях профилактики и коррекции отклонений в развитии.

Осуществление ранней комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет значительно снизить степень социальной недостаточности детей с ОВЗ, позволяет достичь максимально возможного для каждого ребёнка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.

В нашем центре проживание детей организовано по принципам семейного воспитания. В группах совместно проживают дети разного возраста и состояния здоровья, прежде всего братья и сестры, дети -члены одной семьи или дети, находящихся в родственных отношениях, которые ранее вместе воспитывались в одной семье. Численность детей в группе 6–8 человек. Важным является отсутствие перевода детей из группы в группу, если это не противоречит интересам ребенка.

Основой успешной работы по реабилитации и комплексной коррекции развития детей в нашем учреждении является совместная работа педагогического и медицинского персонала.

Взаимодействие специалистов происходит не только на уровне диагностики и разработки индивидуальных маршрутов реабилитации, но и на уровне реализации этих программ, т.е. в группах, где живут дети. Количество сотрудников, работающих в группах, велико. Такое количество сотрудников, с одной стороны, дает возможность обеспечить полноценный уход, но с другой стороны вносит определенные сложности. Большое количество часто меняющихся взрослых ведет к формированию у воспитанников негативного социально-эмоционального опыта и может рассматриваться как фактор риска нарушения его психического здоровья. Для благополучного развития каждого ребенка необходимы стабильность и постоянство, а также социальная отзывчивость ухаживающего за ним взрослого. Очень важно, чтобы работа в группах базировалась на одинаковых подходах к развитию детей со стороны всего персонала, педагогического и медицинского.

 

Для обеспечения построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное и всестороннее развитие ребенка, на коррекцию и комплексную абилитацию и реабилитацию детей, разработана «Адаптированная образовательная программа». Данная программа разработана с опорой на «Основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы».

«Адаптированная образовательная программа» определяет основные направления коррекционной работы в учреждении. Особое значение в организации воспитательно–образовательной работы придаем социализации ребенка, обеспечивая индивидуализацию и личностное развитие.

«Адаптированная образовательная программа» позволяет выстраивать воспитательно-образовательный процесс с использованием нескольких парциальных программ и технологий, обеспечивая коррекцию и развитие детей по основным областям: физическое, социально–эмоциональное, речевое, познавательное, художественно–эстетическое. В качестве парциальных программ используем программы «Ребенок и окружающий мир» /автор О.В. Дыбина/, « Формирование элементарных математических представлений в детском саду» /Н.А. Арапова – Пискарева/, «Приобщение детей к художественной литературе» /В.В. Гербова/, «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» /И.А. Лыкова/, «Программа воспитания и социализации детей со сложной структурой дефекта» , «Инновационные технологии развития личности воспитанника дома ребенка» /Е.Д. Худенко/

Разработанная педагогами нашего учреждения в сотрудничестве со специалистами отдела коррекционной педагогики кафедры начального и дошкольного образования ТОИПКРО «Коррекционно-развивающая программа для детей от 0 до 4 лет» в настоящее время перерабатывается, возможны корректировки в разделах, определяющих гибкую сетку занятий, взаимосвязь в работе воспитателей и специалистов: учителей–дефектологов, музыкального руководителя, инструктора ЛФК, педагога- психолога.

В соответствии с программой разработан комплексно-тематический план, учитывающий тематическое планирование учителей- дефектологов. Комплексно-тематический план берут за основу своей работы воспитатели, музыкальный руководитель, педагоги-психологи. Таким образом, тема, определенная на период времени, реализуется в работе воспитателя, учителя-дефектолога, педагога – психолога и музыкального руководителя. на основе личностно – ориентированного подхода к ребенку, учитываются уровень нервно–психического развития.

Совместно с воспитателями групп составлены расписания организованной образовательной деятельности и игр-занятий, в которых мероприятия распределены в течение дня и недели с учетом их сложности, режимных процессов, возможностей детей в определенный временной отрезок, индивидуальных особенностей воспитанников каждой группы.

При календарном планировании учитывается количество разных видов занятий в течение недели, постепенное усложнение материала, обязательным является определение направлений индивидуальной работы с детьми. При планировании принимаются во внимание программные задачи, содержание занятий, а также уровень развития детей в конкретной группе. Правильно составить план можно лишь в том случае, если предварительно будет проведен контроль над уровнем нервно–психического развития детей. Диагностика уровня нервно-психического развития позволяет выявить «зону актуального развития» ребенка и определить задачи «зоны ближайшего развития» /Л.С.Выготский/. Принцип единства диагностики и коррекции развития является основополагающим в педагогической работе, поэтому контролю над уровнем развития детей уделяется большое внимание.

Контроль над уровнем нервно–психического развития детей проводится по методике «Диагностика нервно – психического развития детей первых трех лет жизни», разработанной Э.Л. Фрухт, К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной. Для проведения контрольных мероприятий подготовлен диагностический материал по всем возрастам, разработаны карты для учета проведения диагностики в эпикризные сроки, памятки для оценки поведения ребенка и для определения группы развития, алгоритм определения группы развития. Разработаны схемы анализа динамики развития детей по линиям развития, а не только по группам развития. Это дает возможность более гибко планировать коррекционную работу, учитывая дисгармоничность развития детей.

Наряду с представленной выше методикой диагностики используем «Программу ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет» /авторы Л.И. Аксенова, А.А. Лисеев и др./. Данная методика предназначена для проведения систематического комплексного диагностического обследования детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии. Адаптированы к условиям нашего центра методики Е.Д.Худенко, Е.А.Стребелевой по определения уровня нервно-психического развития детей четвертого года жизни. Разработаны карты нервно-психического развития детей четвертого года, детей с ОВЗ, находящихся в условиях социальной и материнской депривации.

Коррекционно – развивающее сопровождение ребенка учителями–дефектологами реализуется в его индивидуальном маршруте. Педагоги проводят диагностику и определяют задачи работы. Для успешной реализации задач необходимо отлаженное взаимодействие учителей–дефектологов и воспитателей групп. Учителями- дефектологами разработаны «Индивидуальные планы коррекционной работы», которые позволяют индивидуализировать подход в коррекции речевого развития детей.

«Индивидуальные планы коррекционной работы» содержат основные задачи коррекционно-развивающей работы с детьми по этапам (с 0 этапа до 5 этапа) развития в зависимости от ведущих линий развития в данный возрастной период. Это является очень важным, поскольку учитываются закономерности развития детей раннего возраста. В «Индивидуальном плане коррекционной работы» определены конкретные задачи по работе с малышом на данном этапе в зависимости от уровня его нервно-психического развития, что позволяет решить проблемы личностно-ориентированного подхода. Взаимодействие в работе учителя-дефектолога и воспитателей осуществляется на основе данного документа. В процессе взаимодействия выявляются проблемные поля в работе, требующие доработки, корректировки, что становится основой для дальнейшего планирования коррекционной работы.

Активно используем в коррекционно – развивающей работе игротерапию, музыкотерапию, здоровьесберегающие технологии.

Игровая терапия – метод воздействия на перцептивную деятельность ребенка и поведенческие и эмоциональные расстройства у детей.

Игротерапия в работе с детьми в нашем центре имеет свои особенности, обусловленные ранним возрастом детей и уровнем нервно-психического развития. Ведущим видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность. Знакомя ребенка с игрушкой, обучая способам ее обследования, а затем игровым действиям педагог воздействует на развитие всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, наглядно-действенного мышления. Одновременно активно развиваются сенсорные умения и навыки.

С медицинской точки зрения очень важным результатом применения игротерапии является психокоррекционный эффект, который достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми, корригируются негативные эмоции, страхи, расширяются способности к общению.

В работе с нашими детьми активно применяем методы коррекции развития ребенка средствами музыки. Музыка оказывает лечебное воздействие на функции организма и осуществляет коррекцию отклонений в психоэмоциональном состоянии.

Для расслабления детей, легкого засыпания, полноценного сна в группах используем записи классической музыки, народных колыбельных песен. Активно используем фоновое музыкальное сопровождение на занятиях лечебной физкультурой, в комплексах дыхательной гимнастики, на индивидуальных занятиях, в оформлении различных игр.

В работе часто используем не только произведения, которые уже знакомы и нравятся малышам, но и новый материал, проводим знакомство с классическими произведениями, которые подбираются в соответствии с оказываемым воздействием.

На музыкальных занятиях и в индивидуальной работе с детьми используем логоритмические упражнения, речевые пальчиковые игры и ритмические игры с палочками («Система элементарного музицирования Карла Орфа»).

Основой речевых упражнений служит ритмизация слов, связанных с именами, названиями животных, текстами поговорок, считалок, дразнилок и т.д. С помощью этих игр и упражнений решается комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики крупных рычагов руки, координацией движений.

Коррекцию и развитие двигательных навыков в нашем центре мы осуществляем с использованием здоровьесберегающих технологий, как медико-профилактических так и физкультурно-оздоровительных. Задачи здоровьесбережения реализуются через проведение занятий, утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, закаливающие процедуры, прогулки, спортивные праздники и развлечения, массаж и ЛФК.
Как известно, среди факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, едва ли не основная роль принадлежит двигательной активности. От степени реализации естественной потребности ребенка в движении во многом зависит его физическое состояние, развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды. В нашем учреждении имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха. Оборудованы физкультурные залы со спортивным комплексом, разнообразным оборудованием, множеством тренажеров. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы, обеспечивающие удовлетворение двигательных потребностей детей. В групповых помещениях оборудовали спортивные уголки, оснастив их мягкими модулями, матами, спортивным и игровым оборудованием. В нашем центре имеются сенсорные комнаты, занятия в которых решают целый комплекс задач медицинского и педагогического спектра.

Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участках имеется спортивно-игровое оборудование: горки, шведские стенки, игровые тоннели, спортивные участки с набором необходимого оборудования для проведения физкультурных занятий и гимнастики, мобильные «Дорожки здоровья».

В летнее время проводим закаливание детей на улице. У нас имеются переносные бассейны, в которых купаем детей. Купание проводят инструкторы ЛФК совместно с воспитателями групп под контролем докторов. Помимо закаливающего эффекта такие процедуры доставляют детям массу положительных эмоций, что благоприятно сказывается на общем состоянии ребенка. Ведутся ежедневные дневники купания, в которых фиксируется длительность купания, поведение ребенка, даются рекомендации.

Важнейшим показателем качества системы коррекционных мероприятий воспитательно-образовательной работы является развитие детей. Анализ диагностических данных уровня нервно-психического развития детей по группам развития показывает устойчивую положительную динамику в развитии психических процессов, физическом и социальном развитии детей.

Опубликовано: 27.11.2023