Развитие креативности дошкольников посредством творческой деятельности

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Золоева Алёна Анатольевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №2 г.Беслана»

Населенный пункт: РСО-Алания, г. Беслан

"Уча детей, учусь сама и детство проживаю многократно"

В.А. Сухомлинский

Новыq Федеральныq государственныq образовательныq стандарт предполагает, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, ребёнок должен обладать развитым воображением, инициативностью, самостоятельностью, любознательностью, креативным мышлением, что приведет в будущем к успешной социализации.

Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем раньше. Современные дети кардинально отличаются от своих сверстников двадцать или тридцать лет назад

Интернет и телевидение прочно и навсегда вошли в нашу жизнь. И это проблема, поскольку ребенок никогда не остается в одиночестве. Современный мир предоставляет с избытком информацию, которую детям остается только поглощать, не прилагая к этому определенных усилий, что угрожает нормальному психологическому и эмоциональному развитию ребенка.

- Слабое физическое здоровье и развитие, (т. к. почти все свое время проводят за компьютером и телевизором в их режиме практически исключены прогулки на свежем воздухе, не соблюдение режима дня, не правильное питание).

- Неумение сдерживать свои порывы, потерпеть, подождать, уступить, дети неохотно подчиняются внешним требованиям, с трудом выполняют общие правила для всех

- Неумение слушать и слышать другого человека, не только сверстника, но и взрослого (перебивание, концентрация только на собственных интересах, желаниях, неумение сочувствовать, сопереживать, обращение на «ты» к взрослому человеку)

- Низкий уровень речевого развития (нарушения звукопроизношения, неразвитость фонематического слуха) Современный ребенок-дошкольник говорит много (если говорит), но плохо.

- Повышенный эгоцентризм (эгоизм) - приоритет у детей личных интересов над интересами, чувствами, желаниями других детей (людей)

- Слабая готовность руки к письму.

Наблюдается резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их все сложнее заинтересовать и увлечь. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

«Подрастает первое поколение “экранных детей”».

Но не стоит забывать и о пользе интернета для дошкольников. Полезной информации для детей там можно найти великое множество:

  • на просторах паутины есть замечательные мультфильмы, причем на разных языках;
  • множество книг и сказок;
  • ребенок сможет найти множество ответов на свои вопросы благодаря Всемирной сети.
  • нажимание кнопок на клавиатуре и управление мышкой развивает мелкую моторику. Благодаря сети и полученной в ней информации дети будут развиваться так, как нужно. Они приобретут необходимые им знания. При этом неважно, где малыш живет: в деревне или в большом городе. Информацию в сети можно получить одинаковую из любой точки Земного шара.

Критической точкой я считаю проблему социализации. В век, когда люди общаются между собой преимущественно по телефону и в интернете, детям гораздо сложнее адаптироваться к непосредственному общению со сверстниками.

Столкнувшись с этой проблемой в своей группе я решила изучить теоретическую основу развития воображения, инициативности, самостоятельности, любознательности, креативного мышления, что на мой взгляд поможет в будущем к успешной социализации:

  • в рамках самообсследования изучила теоритические и практические исследования педагогов и психологов таких как: О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец (по изучению психологических механизмов развития способности восприятия художественных образов); А.А. Бодалева (о роли творческой личности взрослого и развивающей образовательной среды как факторах, обеспечивающих свободное и активное саморазвитие и реализацию творческого потенциала дошкольников); А.И. Савенкова (о развитии творческого потенциала и креативности дошкольников при создании своего личностного значимого творческого «продукта»); Е.Ю.Герц И. А. Лыковой (по использованию нетрадиционных методов и приёмов художественно-творческой деятельности в работе с дошкольниками); Т.А. Барышева (творческие способности определяются как креативность);

В последние годы укоренилось утверждение, что у творчески работающего воспитателя -творчески развитые дети. Еще В.А.Сухомлинский подчеркнул, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому я решила сначала развивать в себе творческий подход и креативность, являющуюся показателем моей профессиональной педагогической деятельности, так сказать начала с себя.

Я пришла к выводу, что большую часть времени ребёнок проводит в детском саду и поэтому образовательная среда должна быть организована мною таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников, что является залогом будущей успешной деятельности.

Занимаясь творческой деятельностью, дошкольники находятся в обстановке игры. Процесс социализации доверительной и игровой атмосфере проходит мягче и быстрее, что способствует погружению в творческий процесс и раскрепощению воспитанников, крепнет ощущение собственной личностной ценности, постепенно формируются социальные контакты, умножается чувство самоконтроля, снижению уровня тревожности и личностных переживаний, а в условиях кажущимися непреодолимыми, совершенствуются воображение, креативное мышление и фантазия.

Раскрытие нестандартного мышления в творческой деятельности, которая понимается как средство индивидуального опыта и навыков детей, полученных ими в разных видах деятельности, что позволяет накопить наиболее позитивный социальный опыт.

В связи с этим я решила выявить эффективность комплекса мероприятий, направленных на развитие нестандартного мышления детей дошкольного возраста для социализации, успешного будущего.

Задачи, которые я наметила:

  • развивать навык нестандартное мышление, формировать умение решать творческие задачи;
  • способствовать развитию интуиции, яркой фантазии, стимулировать полёт воображения;
  • развивать инициативность, самоорганизацию и смелость;
  • стимулировать развитие речи как основу творческого мышления.

Моя работа строится на следующих принципах:

  • от простого - к сложному (печать «ладошками», ватными палочками)
  • принципы наглядности (рисунки, плакаты);
  • принцип индивидуализации;
  • принцип развивающего обучения (создание ситуации успеха, проблемные)
  • принцип интегрированного подхода (интеграции с другими образовательными областями)
  • принцип доступности материала.

Для развития творческого мышления я использую различные формы работы. Например, игры-драмматизации. Один раз мы с детьми придумали сказку про солнышко, которое украли. Это была импровизация, дети сами придумывали героев сказки, сюжет.

Для развития фантазии мы также играем в игры, пока ждем прихода родителей, чтобы скоротать время.

  • «Представь себя»
  • «Необитаемый остров»
  • «Вечерние окна»
  • «Облака»
  • «Новое применение»

По составлению рассказов по сюжетным картинкам мы с детьми «расширяем рамки» картины, например, при составлении рассказа о весне, придумываем то, что было до того, как дети пришли вешать скворечники, что происходило потом.

Для развития творческого воображения я использую техники «погружения в картину», при которых детям задаются вопросы о том, какие звуки они слышат, находясь в ней, какие запахи они чувствуют и тд.

Для развития творческого мышления, креативности помогает использование различных развивающих технологий. Например, я активно использую развивающие игры В.В. Воскобовича. Детям была поставлена задача сделать из различных элементов космическую ракету. Причем было предложено использовать флажки, совсем из другой игры, которые использовались для других целей. Эта развивающая технология помогает раскрыть творческий потенциал ребенка, в ней используются простые, но универсальные средства

На образовательной деятельности по рисование, лепку из пластилина, я не ограничиваю свободу выбора ребенка того или иного цвета, материала. Интересные идеи рождаются у детей, когда предлагается использовать для творчества самые необычные материалы, прозрачные крышки, веревочки и т.д.

Каждой работке я с ребенком придумываю имя, название, необычное, оригинальное, совместно сочиняю необычные истории, которые могли бы произойти с ним.

Умело организованный педагогом творческий процесс художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник позволяет детям быть исследователем, творцом. И чтобы этот процесс стал яркими и запоминающимися, я успешно использую нетрадиционные техники. Я заметила, что дети стали более творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия.

Я пришла к выводу, именно использование нетрадиционных техник в творческой деятельности создают в детском коллективе атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат художественной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторимая.

Одна из самых важных рекомендаций, на мой взгляд - всячески поощрять и хвалить детей за проявления креативности. Я искренне удивляюсь, видя ту или иную работу ребенка, нахожу в ней оригинальные детали, отмечаю первые успехи ребенка, проявляю:

  • внимательное отношение к необычным вопросам;
  • уважительное отношение к необычным идеям;
  • показывать детям, что их идеи имеют ценность;
  • предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это.

Главным условием, на мой взгляд, являются положительные эмоции, ребенок должен радоваться, получать удовольствие в процессе любой деятельности.

Поэтому я в процесс воспитания включаю разнообразные работы художественной, творческой деятельностью, где каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя без какого - либо давления. Важно давать ребенку творить. Отпускать его вперед и лишь слегка страховать его.

Изучая проблему развития творческих способностей детей, я могу с уверенностью сказать, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны педагогов, так и со стороны семьи.

И для обеспечения наибольшей результативности по развитию художественно - творческих способностей я вовлекла родителей в активную совместную деятельность.

На начальном этапе было немного сложно вовлечь родителей в совместнную работу по ряду причин: отсутствие времени, занятость на работе, не понимание зачем вообще это нужно. Приходилось с родителями использовать линию воздействия через ребенка. Если жизнь ребенка в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделиться с родителями. Я как компас указываю путь, по которому мы, и взрослые, и дети, вместе идем по жизни.

В результате нашей многогранной совместной деятельности на сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками, создана атмосфера взаимоуважения

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжу искать новые пути для развития воображения, инициативности, самостоятельности, любознательности, креативного мышления, что приведет «моих» деток в будущем к успешной социализации.

Мы, педагоги, должны помнить: в каждом ребенке спит величайший гений, творец. Перед нами стоит глобальная задача, суть которой состоит в том, чтобы разбудить этого «Великого спящего».

Опубликовано: 03.11.2023