Современное дошкольное образовательное пространство

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Чепрасова Анастасия Ивановна

Организация: МБОУ «Малоенисейская СОШ» — СП

Населенный пункт: Алтайский край, Бийский район, с.Малоенисейское

Автор: Чеботарёва Людмила Михайловна

Организация: МБОУ «Малоенисейская СОШ» — СП

Населенный пункт: Алтайский край, Бийский район, с.Малоенисейское

Аннотация: Образовательное пространство современного дошкольного учреждения выступает как средство развития социальной активности дошкольников. И создание, организация развивающей предметно-пространственной среды- важнейшее условие для активного обучения и развития воспитанников, их становление как личности, социально- адаптированной к условиям современного общества. Актуальность проблемы развития развивающей предметно- пространственной среды образовательной дошкольной организации обусловлена тем, что в дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, нравственных ценностей и установок, а также социально- психологических особенностей в общении с людьми в условиях адаптации и социализации в современном обществе, умение креативно мыслить и находить пути решения проблем.

Ключевые слова: развивающая предметно- пространственная среда, дивергентность образовательного пространства, умная среда, социальная активность, педагогическая компетентность.

 

Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность детей и позволяющей наиболее полно реализовать себя. Чем лучше организовано образовательное пространство, тем выше эффективность интеллектуального, конвергентного (креативного), социального и поведенческого развития детей.

Наше ДОУ в своей работе, по организации развивающей предметно- пространственной среды, определило систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка, где учитываются 5 направлений развития и образования детей: социально – коммуникативное; познавательное; речевое; художественно- эстетическое; физическое.

К сожалению, в практике работы дошкольных учреждений замечено, что речевая активность детей инициируется воспитателями в большей степени на организованных занятиях и режимных моментов. Очень часто и повсеместно встречаются дети с нарушением речи, а развитие речи- важный фактор успешности дошкольников в дальнейшем обучении в школе и в социализации. Учитывая данный факт, чтобы побудить детей к общению мы кардинально перестроили, поменяли образовательное пространство ДОУ. Задействовали все 5 направлений развития и образования по новым ФГОС для активизации речевой активности воспитанников и всестороннего развития личности дошкольников. Наша образовательная среда стала многофункциональной, мобильной, креативной и дивергентной.

Так каков же рецепт хорошей развивающей среды? Как спроектировать развитие своего учреждения, где среда предоставляла бы возможность для свободной игры, проявления инициативы и осмысленного действия и самостоятельности?

За последние время у нас в ДОУ появилось много интересного и познавательного.

У нас появилось много различных развивающих и оборудованных центров: экологическая комната, живой уголок с питомцами (улитки Ахатин, хомяк), комната экспериментирования, комната мини- музеев, а также РППС «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича, которые дают возможность одновременно заниматься различными видами познавательной, творческой, исследовательской деятельности. Пространство центров организовано в отдельно отведенных комнатах, в которых дети и педагоги могут по собственному замыслу менять пространственную организацию среды.

Это идея умной среды, которая должна приглашать ребенка к диалогу, подталкивать на свободное творческое действие.

Для индивидуального творческого самовыражения в группах ДОУ имеются Уголки (центры) ИЗО, в котором представлено большое количество разнообразных материалов для занятий искусством, где воспитанники реализуют творческую продуктивную деятельность после проведения бесед, занятий НОД в комнатах развивающей предметно- пространственной среды ДОУ. Работы детской деятельности экологической, экспериментальной, спортивной направленности позволяют принять участие в преобразовании пространства в виде выставок рисунков, поделок, фотографий, где используются в качестве украшения и как носитель информационно- просветительской работы. Образовательное пространство насыщается особой энергетикой. Что говорит о признании детской индивидуальности.

Как среда может влиять на развитие мыслительных навыков? Педагог, как носитель ЗУН, должен быть компетентен и креативен в любой области познавательной активности дошкольников, создавать и вносить «изюминку» в современную образовательную среду ДОУ, обращаясь к естественной природе любопытства ребенка. Провокация – замечательный инструмент приглашения к разговору. В этот момент важно, чтобы ребенок сам чем-то заинтересовался, взял какой-то материал, а взрослый поймал этот момент и использовал ситуацию для развития мышления. Именно поэтому очень важно сочетание в развивающей познавательно- пространственной среде большого количества материалов для разворачивания собственной исследовательской деятельности.

Для ребенка дошкольника естественнее и гораздо легче постигать новое (проводить опыты, эксперименты), чем получать знания в «готовом виде». И та развивающая среда, которая его окружает позволяет педагогу удовлетворить познавательные интересы воспитанников, организуя чередование познавательной деятельности в процессе игровой деятельности. В игре ребенок проживает определенные жизненные ситуации, учится адаптироваться и социализироваться в современном обществе.

Все мы прекрасно знаем, что игра имеет огромное значение в жизни ребенка. В процессе игры ребенок развивает свое воображение, мышление. Созданная нами РППС помогает воспитанникам играть в многофункциональной, эффективной, мобильной обстановке. Вживаясь в роль, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью, готовой к решению жизненных ситуаций. Для этого в ДОУ и группе существует множество центров: центр экологических игр, театра, творчества, природы, экспериментирования и др. Воспитатели стараются обогатить все эти центры разнообразными атрибутами, чтобы предоставлять возможность полноценной игры с перевоплощением. К примеру, в комнате экологии оборудованы центр театра: куклы би-ба-бо или маски для инсценировки многих сказок, в которых много животных. Имеется отдельный уголок с мягкими игрушками- животных. Сюжетно-ролевые игры учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, брать на себя различные личностные качества и искать выходы из различных ситуаций. А также центр дидактических игр по экологии; центр книги (художественная литература, энциклопедии). Оформлены уголки с наглядной информационно- просветительской работой: уголок Эколят- дошколят защитников природы. В комнате имеются столы для проведения занятий, опытов, экспериментов; отдельный центр экспериментирования со всем необходимым оборудованием, чтобы воспитанники смогли почувствовать себя настоящими учеными, первооткрывателями. Для наглядности проведения опытов и экспериментов в комнате на стене висит большой телевизор, где воспитанники могут посмотреть познавательный фильм, презентации, схемы проведения опытов и т.д.

Не маловажную роль в развитии и социализации дошкольников играет трудовая деятельность, в результате которой ребята учатся ухаживать и беречь природу. В комнате экологии организован уголок «комнатных растений» и «живой уголок» с улитками Ахатин и хомячком.

Мы уделяем большое внимание доступности среды, данный принцип продиктован особенностями развития ребенка дошкольного возраста, который ведет себя по типу "вижу - действую'', так как всё, что находится выше глаз и роста ребенка, не работает на его развитие. Поэтому для инсценирования сказок наглядных игр используем многофункциональную развивающую среду В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес», где воспитанники могут самостоятельно или с помощью воспитателя сочинить и обыграть любую сказку собственного сочинения, используя фигурки деревьев, растений, животных, насекомых и др. героев на липучках. Что позволяет ребятам подойти с творчеством к той или иной сказке или игре. Ребята могут самостоятельно изготовить героев для своей сказки или игры и использовать липучки для осуществления определенных манипуляций с героями. А также, такие съемные предметы, герои позволяют оживить игру или сказку способностью передвигаться по всему фиолетовому лесу. Развивается не только образность, творчество, но и мелкая моторика рук, которая напрямую связана с развитием речи. Проводя манипуляции с перемещающимися героями на липучках, дошкольники мыслят не только творчески, развивают фантазию, но и учатся разговаривать, общаться друг с другом; развивается связная речь.

Таким образом, разнообразные предметы среды позволяют многофункциональное использование и могут быть включены в любую детскую деятельность, игру, проект. Развивающие материалы предполагают множество ступеней сложности в работе с ними (один ребенок – ощупывает и обнюхивает, другой – играет по правилам или даже придумывает собственный способ действия с дидактическим материалом).

Правильно организованная образовательная среда должна стимулировать любознательность, провоцировать новые способы действия, то есть по большому счёту, развивать, а не просто занимать детей. Стандарт накладывает на детский сад ответственность не за детские результаты, а за создание условий для развития каждого ребенка. И эти условия – прежде всего психолого-педагогические, самые важные для ребенка.

Список литературы

  1. Гогоберидзе А.Г., Вербенец А.М. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2020. – № 4. – С. 56–60.
  2. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания Известия РАО. – 2011. – № 4. – С. 4-46.
  3. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2008. – 384 с.
  4. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» Дошкольное воспитание. –2019. –№ –С.79.
  5. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Метод. рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд..: Айресс-Пресс, 2019. – 119 с.
  6. Интернет- ресурсы
Опубликовано: 09.08.2023