Использование метода «Мыслительные карты» в развитии детского мышления

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Сурова Виктория Анатольевна

Организация: МБДОУ Дс № 46

Населенный пункт: Волгоградская область, г.Камышин

Автор: Кожина Елена Владимировна

Организация: МБДОУ Дс № 46

Населенный пункт: Волгоградская область, г.Камышин

В век быстрого развития информационно инновационных технологий и в связи с переходом на новую модель образования в нашей стране, актуальной становится задача подготовки социально - адаптированного, активного, любознательного, креативного поколения.

Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать те современные педагогические технологии, которые формируют базовые способности, необходимые для развития личности и соответствуют ФГОС ДОО.

Метод мыслительных карт аме­риканского психолога Тони Бью­зена — это естественный способ организации мышления, удобная и эффективная техника визуализации мыслительной деятельности и аль­тернативной записи, зарисовывания.

В мире дошкольных технологий, мыслительные (интеллект) – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В.М. Акименко которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Мысли, изложенные на бумаге гра­фическим способом, представляют определенную схему действий, упрощают процесс запоминания. Мыслительные карты помогают выявить имеющиеся знания и представления у детей, упорядочить их, затем до­бавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. Согласно разработанным правилам, носящим характер рекомендаций, но не жестких предписаний, нужно выполнить определенную последовательность действий.

Образовательная технология по созданию карт помогает пробудить в ребёнке способность и интерес к анализу к установлению причинно -следственных связей, изображению знаний об окружающем мире символами и знаками, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на несколько направлений. Мотивацию для создания карт - планов дети придумали сами, вспомнив про любимых детских персонажей из мультфильма. Их герои близки и понятны дошкольникам. Ребята всегда с большим желанием откликаются на любую воображаемую ситуацию. Так есть предложение назвать мыслительную карту - «помогатором», из известного мультфильма про Фиксиков, которая помогает решать разные жизненные проблемы героев. Во время обсуждении с детьми темы недели «Осень в гости к нам пришла» для систематизации знаний и пополнения и обогащения предметно-пространственной среды продуктами детской деятельности, возникла необходимость создания «мыслительной карты» или как ее назвали дети «помогатор».

 

В своей работе метод мыслительных карт я использую в проектной деятельности, что позволяет сгруппировать полученные детьми знания, упрощает запоминание, развивает у дошкольников чувство уверенности.

 

Мыслительные карта позволяет:

-получать знания;

-обобщать знания;

-проверять знания;

Развивает:

- память;

-мышление;

-воображение;

Учит:

- выделять главное;

-обобщать;

-систематизировать;

Способствует:

-обучению;

-запоминанию;

-мышлению;

-мотивации.

Свойства мыслительных карт:

-наглядность, своевременность;

-творческий характер;

-привлекательность;

-запоминаемость;

-возможность пересмотра.

 

Алгоритм составления мыслительной карты в познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста

1. Главная тема располагается в центре листа (наклеивается картинка,

рисуется символ). Лист располагается горизонтально или вертикально.

2. От центральной темы проводятся расходящиеся ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

3. Маленькими веточками и или столбиком размещается содержание подтемы.

 

В процессе моделирования добавляются картинки, символы и иллюстрации.

 

Составлять мыслительные карты с детьми можно как индивидуально, так и подгруппой. Навык составления ментальных карт пригодится ребятам и при дальнейшем обучении в школе. С ее помощью они смогут систематизировать огромный поток информации и при необходимости смогут легко и быстро повторить, вспомнить изученный ранее материал.

Составление мыслительных карт – необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект – карты можно по самым разным темам. Сам процесс создания мыслительной карты стимулирует творчество воспитанников, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами.

 

Список литературы

1.Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып.7/12.

2. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. Минск,2008.

3. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016 -№10.

 

 

Опубликовано: 15.12.2021