Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике ДОУ
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Приказчикова Мария Анатольевна
Организация: МА ДОУ д/с №154
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
В современных реалиях особую актуальность приобретает поиск форм взаимодействия семьи и педагога, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Возможно это при условии, если педагоги и родители осведомлены о планах и намерениях друг друга.
Взаимодействие родителей и детского сада в воспитании дошкольников – это взаимная ответственная деятельность взрослых участников воспитательно-образовательного процесса. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия ДОУ с семьей. Данную проблему можно и нужно решать с помощью нового и современного вида взаимодействия воспитателей и родителей – использование информационно-коммуникативного пространства. В данной статье рассмотрим, как Google-сервисы могут стать площадкой для эффективного взаимодействия в воспитательно-образовательном процессе.
Среда Google содержит множество инструментов, которые могут оказаться полезны для индивидуальной и совместной деятельности в работе воспитателя ДОУ. Сервисы Google ориентированы на эффективное взаимодействие людей, и для образования в этой среде важны возможности общения и сотрудничества.
Основными преимуществами использования сервисов Google в образовании для пользователя выступают:
- минимальные требования к аппаратному обеспечению, нужно лишь наличие доступа в Интернет;
- Google-технологии не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения;
- все инструменты Google бесплатны [1].
Для работы с Google-инструментами нужен Google-аккаунт. Аккаунт Google – это учетная запись, дающая вам право пользоваться всеми сервисами компании Google без повторной авторизации. Для получения аккаунта Google необходимо иметь электронный почтовый ящик, адрес которого будет использоваться в качестве логина при авторизации. Рекомендуется завести почтовый ящик на почтовом сервисе компании Google, у пользователей смартфонов на платформе Android он уже зарегистрирован.
Google Диск – сервис Google, который позволяет хранить файлы в веб-пространстве (облаке) и пользоваться ими совместно с другими пользователями. Google Drive поддерживает 30 типов файлов для редактирования и (или) просмотра и любые файлы для хранения. Ключевое преимущество программы – доступ к введённым данным может осуществляться с любого компьютера, подключенного к Интернету (при этом доступ защищён паролем) [2]. При помощи этого сервиса родители и педагоги могут оперативно обмениваться фотографиями и видео с утренников, занятий.
Редактор Google Документы предоставляет возможности для совместного доступа и работы над документами. Имеется возможность настроить доступ только для определенных пользователей, задать режим просмотра документа, просмотра и комментирования или предоставить полный доступ к редактированию. Все изменения при редактировании будут отражаться в реальном времени, что позволит одновременно работать над текстом, не потребуется дополнительная пересылка. Готовые документы можно продемонстрировать не только ограниченному кругу лиц, но и опубликовать в сети Интернет, после чего документ можно вставить на личный сайт педагога.
С помощью Google Документы можно совместно писать ежедневные планы работы воспитателя, заполнять диагностические карты, разрабатывать образовательные программы и сценарии утренников.
Google Презентации – это удобный инструмент для создания презентаций, редактирования и совместной работе над ними, который позволяет педагогу (или родителям) и тем, кого он выбирает в качестве соавторов, редактировать файлы в реальном режиме времени не только с компьютеров, но и со смартфонов, планшетов, ноутбуков.
Презентации, создаваемые индивидуально или в совместном режиме, позволяют визуализировать информацию, сэкономить время на сбор и обработку информации, позволяют узнать что-то новое по теме, учат работать в группе.
С помощью Google Презентации можно создавать коллективные проекты, привлекая к участию родителей; презентации для занятий или обмена опытом с коллегами. В данном формате можно проводить консультации для родителей. Функция поддержки видео с сайта YouTube, позволит сделать презентацию еще нагляднее. Сервис позволяет за короткое время организовать в группе ДОУ уголок «Наши звездочки», собрав от родителей данные о хобби воспитанников, их успехах и фотографии.
Еще один сервис – это Google Таблицы. Сервис позволит:
- легко создавать, совместно использовать и изменять таблицы в Интернете;
- общаться в режиме реального времени с другими пользователями, изменяющими таблицу;
- создавать сводные таблицы и диаграммы с целью анализа данных [3].
В деятельности педагога детского сада применимы различные виды таблиц: табель посещаемости с автоматическим подсчетом количества пропусков, таблица движения детей, график работы, список записи родителями детей на кружки и тп.
Google Формы – один из облачных сервисов Google, связанный с облачным хранилищем и таблицами. Сервис имеет много настроек: опросники могут содержать варианты ответов от текстовых полей до выбора из предложенных вариантов. При оформлении опросника можно использовать картинки и видео. Структура опроса может быть не линейной, а вариативной. Отвечая на вопросы, люди будут попадать на разные страницы, в зависимости от того, какие ответы они дают. Это существенно расширяет потенциальные способы применения сервиса в ДОУ и создаёт простор для педагогического творчества.
Данный сервис позволит воспитателю регистрировать участников мероприятия, проводить опросы среди родителей, тестирования, получать обратную связь, собирать контакты для рассылок и отзывы, собирать данные для отчетов. Результаты пользователей записываются в Google-таблицы, их можно легко визуализировать в виде графиков и диаграмм.
Итак, использование сервисов Google в воспитательно-образовательном процессе позволит оптимизировать взаимодействия педагога с семьей:
- минимизировать время доступа родителей к информации;
- продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
- оперативно получить информацию от родителей, снизить трудозатраты на их обработку.
При взаимодействии с коллегами сервисы позволят одновременно редактировать документы в процессе создания методической документации, проектов, таблиц.
При комбинации различных сервисов Google методическая служба в ДОУ может организовывать обучения для персонала, с последующим контролем усвоения материала; обеспечить полное методическое сопровождение кружковых занятий. Такая совместная работа делает процесс взаимодействия педагогов, родителей и педагогов открытым и эффективным.
Таким образом, средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.
Список литературы:
1. Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике в условиях реализации дистанционного обучения. Горина В.С.// Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/distantsionnoe-obuchenie/library/2021/02/06/ispolzovanie-vozmozhnostey-servisov-google-v
2. Как работать с Google Диском // Режим доступа: https://support.google.com/drive/answer/2424384?hl=ru&co=GENIE.Platform%3DDesktop
3. Как работать с приложением "Google Таблицы" // Режим доступа: https://support.google.com/docs/answer/6000292?hl=ru&co=GENIE.Platform%3DDesktop