Память как первостепенный психологический компонент учебно- познавательной деятельности детей

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Букалова Ирина Юрьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №76»

Населенный пункт: Московская область, г. Сергиев Посад

В настоящее время система образования создает благоприятные условия развития у учащихся всех параметров психофизического развития. Для успешного обучения необходимо развитие памяти, которая позволяет накапливать и сохранять опыт, использовать знания различной деятельности, комбинировать и преобразовывать в связи с изменяющимися условиями имеющиеся навыки, потому изучению памяти уделяется большое внимания.

В процессе познания именно память занимает центральное место, будучи посредником приобретаемых знаний и умений, объединяя их в систему, определяя поведение.

Память можно охарактеризовать как поразительное свойство сознания, возобновления в нем прожитого времени, образований, оказавших впечатлений. Все функции психики протекают при участии памяти, которая в свою очередь сама не мыслима без них.

И. М. Сеченов отмечал, что без памяти все наши ощущения не сохранялись и человек был бы «вечно в положении младенца». Без памяти для индивида не существовало бы прошлого, настоящее – непонятно, так как невозможно ничего запомнить, ничего нельзя освоить.

Память связывает прошлое и настоящее человека, тем самым обеспечивая его единство. Жизнь складывается таким образом, что нам требуется широкий круг знаний, необходимо запоминать и сохранять из года в год больше информации.

Виды памяти классифицируют по нескольким группам, представленным на рисунке 1.[3]

Рис. 1. Виды памяти

Детская память в своем совершенствовании последовательно проходит ряд стадий, активные сроки которых частично пересекаются, и в итоге индивид владеет всеми видами памяти: словесно-логической (смысловой), памятью на движения (механической), эмоциональной и образной.

В ходе обучения на ступени образования, при правильно организованном процессе память дошкольников увеличивается как в объеме, так и качественно. Можно, в связи с этим констатировать тот факт, что с возрастом ребёнок увеличивает количество знаний, и имеет увеличенный потенциал образования новых взаимосвязей и способностей заучивания материала и сохранения информации.

Огромна роль именно педагога и семьи в описанном процессе, сбой нормального хода которого чреват различными проблемами в учении.

В этом возрасте важно использовать игру для развития памяти, позитивного восприятия информации, обеспечения ситуации успеха и уверенности в себе. Участвуя в играх вместе с дошкольниками, педагог стимулирует их активность, обучает открытости и эмоциональности в отношениях, делится собственным опытом.

При общем развитии памяти в комплексе (двигательная, слуховая, и зрительная), у каждого отдельно взятого человека преобладает одна или, иногда, два вида памяти. Потому деятельность с детьми должна ориентироваться на развитие каждой из видов памяти, и на их взаимоподкрепление. Именно в синтезе всех видов, память развивается наиболее успешно.

 

Список литературы:

1. Истомина З.М. Развитие памяти: учебно-методическое пособие, доп. и перераб. – М.: Педагогика, 2006. – 312 с.

2. Нурова М.А., Мамедова Л.В. Классификация видов памяти, их характеристика // Вестник науки и образования. – 2020. – №21-1 (99). – С. 55-58.

3. Потапова И.Н., Готовцева Н.Г. Изучение кратковременной и долговременной видов памяти детей 4-5 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 207–209.

Опубликовано: 07.10.2021