Проблемные ситуации как средство познавательной активности в ознакомлении детей с социальным миром
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Штанова Оксана Викторовна
Организация: МБ ДОУ «ЦРР – детский сад № 29»
Населенный пункт: Орловская область, г. Орёл
Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребёнка в человеческое сообщество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. В современном обществе у ребенка много разнообразных средств и способов ознакомления с социальным миром: от родителей, ближайшего окружения, из литературы, из интернета, с помощью компьютерных технологий и т.д. В основном такой поток информации не требует каких – либо умственных усилий от детей. В тоже время, нам бы хотелось, чтобы ребенок обладал такими личностными качествами, как активность и самостоятельность, умение ставить и решать задачи, проявлять творчество и гибкость в различных ситуациях.
Таким образом, возникает противоречие между снижением активности и инициативности в познавательной деятельности детей и необходимостью развития данных качеств у дошкольников для дальнейшего успешного обучения.
Так как же научить ребенка думать?
Большую часть жизни, мы стоим перед каким – либо выбором: куда съездить отдохнуть, какую одежду лучше купить, что приготовить на обед и т.д. Выбор, в свою очередь, это противоречие, которое стоит перед нами и которому мы находим лучшие, с нашей точки зрения, пути решения. А это стимулирует нашу познавательную активность.
Одним из методов познавательного развития дошкольников, при ознакомлении с окружающим и социальным миром является такой вид деятельности, как решение проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация – это близкая для человека жизненная задача, в решении которой он принимает активное участие.
При решении проблемных ситуаций идет активизация таких мыслительных процессов, как: сравнение, анализ, синтез, классификация, и др. Таким образом, возникает познавательная активность.
Решать самостоятельно проблемные ситуации, не опасаясь ошибок, - это и есть конечная задача проблемного дошкольного образования.
Главное – не просто поставить перед детьми проблемную ситуацию, а найти оптимальные пути ее решения.
Если обратиться к личному опыту, то можно понять, что каждый человек действует по-своему. Кто-то
- разбивает на составные части и решает по отдельности;
- другой сначала выделяет варианты решения;
- кто – то строит алгоритм последовательных действий;
- а кто-то может посмотреть на проблему с разных сторон и уже из этого находить решение.
Опираясь на технологию Битяновой М.Р., можно выделить следующие способы решения проблемных ситуаций в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Способы решения проблемных ситуаций:
Мозаика. Данный способ подразумевает разделение проблемы на отдельные части. Решая каждую часть проблемы, в результате, решается главная задача в целом.
Например, такая ситуация, вы решили открыть детский сад? Что нужно для этого сделать?
* Постройка помещения
* Материальная база детского сада (оснащение детского сада)
* Подбор персонала (кадры)
* Выбор программного и методического комплекса.
Это ситуация для взрослых, для детей ситуации должны соответствовать возрасту.
Детям мы можем предложить, например, следующие ситуации:
- Как организовать поход в театр? (выбрать представление, определить место расположения театра, кого можно еще с собой пригласить, вспомнить правила поведения в театре)
- Путешествие в гости к другу в другой город (человеку другой национальности)
- Что сделать, что бы завести домашнее животное?
Следующий способ решения проблемы – Пирамидка. Этот способ состоит из последовательных действий. Каждый этап следует друг за другом, не нарушая алгоритма действий. Например,
У ребенка есть мечта стать руководителем, что он должен сделать?
* Обучение (детский сад, школа, ВУЗ)
* Трудоустройство
* Рост профессионального мастерства (новаторство, достижения в профессиональной сфере, участие в конкурсах)
* Руководитель
Вместе с детьми можно рассмотреть следующие примерные ситуации:
- Как готовили пищу? (эволюция способов приготовления пищи: от принятия продуктов в пищу сырыми, даже мясо до современных технологий приготовления блюд)
- Как осваивали космос?
- Как развивался город Орел (от крепости до наших дней)
- Как сделать поздравительную открытку?
Иногда эти два вида ситуаций похожи друг на друга, но есть существенное отличие: решая проблему способом «Мозаика», мы может хаотично решать отдельные ее части, а используя способ «Пирамидка» порядок действия строго определен.
- . Используя данный способ решения проблемной ситуации,
необходимо рассмотреть все возможные варианты и выбрать наилучший.
Можно рассмотреть следующую ситуацию:
- Семья хочет отправиться отдыхать, но семейный бюджет не позволяет. Что делать?
* Кредит
* Экономить
* Занять у соседей
* Дополнительный заработок
* Что – нибудь продать
* Найти клад
* Заменить на более бюджетный вариант поездки
* Отложить на следующий год
Все варианты по-своему хороши, но каждый выбирает лучший для себя.
Для детей могут быть следующие ситуации:
- Какая профессия самая лучшая?
- Какой подарить подарок другу?
- Как узнать новую информацию? (из какого источника)
- Где можно провести выходные?
Кристалл. Таким способом решения проблемных ситуаций, мы можем рассмотреть ситуацию с разных сторон.
Например, можно использовать следующие картинки – ассоциации:
1)
2)
Каждый человек, глядя на эти иллюстрации, изначально видит то, что ему бросается в глаза, но если присмотреться, то можно увидеть и еще что-то.
Используя данный вид, детям можно предложить следующие проблемные ситуации:
- На месте детской площадки построили магазин. Хорошо это или плохо?
- Какая игрушка лучше: робот или конструктор?
- всем известная игра «Хорошо - плохо»
Все вышеизложенные виды между собой связанны и могут перекликаться. Например, решая каждую часть проблемной ситуации, похожую на мозаики, мы можем использовать и такие виды как пирамидка, и снежинка и кристалл.