Проблемные ситуации как средство познавательной активности в ознакомлении детей с социальным миром

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Штанова Оксана Викторовна

Организация: МБ ДОУ «ЦРР – детский сад № 29»

Населенный пункт: Орловская область, г. Орёл

Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребёнка в человеческое сообщество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. В современном обществе у ребенка много разнообразных средств и способов ознакомления с социальным миром: от родителей, ближайшего окружения, из литературы, из интернета, с помощью компьютерных технологий и т.д. В основном такой поток информации не требует каких – либо умственных усилий от детей. В тоже время, нам бы хотелось, чтобы ребенок обладал такими личностными качествами, как активность и самостоятельность, умение ставить и решать задачи, проявлять творчество и гибкость в различных ситуациях.

Таким образом, возникает противоречие между снижением активности и инициативности в познавательной деятельности детей и необходимостью развития данных качеств у дошкольников для дальнейшего успешного обучения.

Так как же научить ребенка думать?

Большую часть жизни, мы стоим перед каким – либо выбором: куда съездить отдохнуть, какую одежду лучше купить, что приготовить на обед и т.д. Выбор, в свою очередь, это противоречие, которое стоит перед нами и которому мы находим лучшие, с нашей точки зрения, пути решения. А это стимулирует нашу познавательную активность.

Одним из методов познавательного развития дошкольников, при ознакомлении с окружающим и социальным миром является такой вид деятельности, как решение проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация – это близкая для человека жизненная задача, в решении которой он принимает активное участие.

При решении проблемных ситуаций идет активизация таких мыслительных процессов, как: сравнение, анализ, синтез, классификация, и др. Таким образом, возникает познавательная активность.

Решать самостоятельно проблемные ситуации, не опасаясь ошибок, - это и есть конечная задача проблемного дошкольного образования.

Главное – не просто поставить перед детьми проблемную ситуацию, а найти оптимальные пути ее решения.

Если обратиться к личному опыту, то можно понять, что каждый человек действует по-своему. Кто-то

- разбивает на составные части и решает по отдельности;

- другой сначала выделяет варианты решения;

- кто – то строит алгоритм последовательных действий;

- а кто-то может посмотреть на проблему с разных сторон и уже из этого находить решение.

Опираясь на технологию Битяновой М.Р., можно выделить следующие способы решения проблемных ситуаций в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Способы решения проблемных ситуаций:

Мозаика. Данный способ подразумевает разделение проблемы на отдельные части. Решая каждую часть проблемы, в результате, решается главная задача в целом.

Например, такая ситуация, вы решили открыть детский сад? Что нужно для этого сделать?

* Постройка помещения

* Материальная база детского сада (оснащение детского сада)

* Подбор персонала (кадры)

* Выбор программного и методического комплекса.

Это ситуация для взрослых, для детей ситуации должны соответствовать возрасту.

Детям мы можем предложить, например, следующие ситуации:

- Как организовать поход в театр? (выбрать представление, определить место расположения театра, кого можно еще с собой пригласить, вспомнить правила поведения в театре)

- Путешествие в гости к другу в другой город (человеку другой национальности)

- Что сделать, что бы завести домашнее животное?

Следующий способ решения проблемы – Пирамидка. Этот способ состоит из последовательных действий. Каждый этап следует друг за другом, не нарушая алгоритма действий. Например,

У ребенка есть мечта стать руководителем, что он должен сделать?

* Обучение (детский сад, школа, ВУЗ)

* Трудоустройство

* Рост профессионального мастерства (новаторство, достижения в профессиональной сфере, участие в конкурсах)

* Руководитель

Вместе с детьми можно рассмотреть следующие примерные ситуации:

- Как готовили пищу? (эволюция способов приготовления пищи: от принятия продуктов в пищу сырыми, даже мясо до современных технологий приготовления блюд)

- Как осваивали космос?

- Как развивался город Орел (от крепости до наших дней)

- Как сделать поздравительную открытку?

Иногда эти два вида ситуаций похожи друг на друга, но есть существенное отличие: решая проблему способом «Мозаика», мы может хаотично решать отдельные ее части, а используя способ «Пирамидка» порядок действия строго определен.

  • . Используя данный способ решения проблемной ситуации,

необходимо рассмотреть все возможные варианты и выбрать наилучший.

Можно рассмотреть следующую ситуацию:

- Семья хочет отправиться отдыхать, но семейный бюджет не позволяет. Что делать?

* Кредит

* Экономить

* Занять у соседей

* Дополнительный заработок

* Что – нибудь продать

* Найти клад

* Заменить на более бюджетный вариант поездки

* Отложить на следующий год

Все варианты по-своему хороши, но каждый выбирает лучший для себя.

Для детей могут быть следующие ситуации:

- Какая профессия самая лучшая?

- Какой подарить подарок другу?

- Как узнать новую информацию? (из какого источника)

- Где можно провести выходные?

Кристалл. Таким способом решения проблемных ситуаций, мы можем рассмотреть ситуацию с разных сторон.

Например, можно использовать следующие картинки – ассоциации:

1)

2)

Каждый человек, глядя на эти иллюстрации, изначально видит то, что ему бросается в глаза, но если присмотреться, то можно увидеть и еще что-то.

Используя данный вид, детям можно предложить следующие проблемные ситуации:

- На месте детской площадки построили магазин. Хорошо это или плохо?

- Какая игрушка лучше: робот или конструктор?

- всем известная игра «Хорошо - плохо»

Все вышеизложенные виды между собой связанны и могут перекликаться. Например, решая каждую часть проблемной ситуации, похожую на мозаики, мы можем использовать и такие виды как пирамидка, и снежинка и кристалл.

Опубликовано: 29.03.2021