Работа с родителями по воспитанию экологической культуры и грамотности дошкольников

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Жукова Марина Александровна

Организация: Детский сад №14

Населенный пункт: Белгородская область, г. Алексеевка

Автор: Хирьянова Инна Викторовна

Организация: Детский сад №14

Населенный пункт: Белгородская область, г. Алексеевка

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме, но, пожалуй, никогда она не стояла так остро как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может, и катастрофы нависла над человечеством. Проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас Дома Земли [1,51].

В настоящее время каждый человек должен быть экологически образован и экологически культурен. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста, потому что именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры [4,19].

С дошкольного возраста, закладывается фундамент будущей личности, одна из главных задач, стоящих перед педагогом – воспитывать любовь к Родине, к родному краю и его природе. Эти чувства формируются в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы стараемся использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу проводим в двух направлениях:

• педагог — родитель;

• педагог — ребенок — родитель.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов [2, 87].

Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

  • природы является основой экологического — и эстетического — сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе. Например: лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать; насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их — браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел; ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, незатушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде использовали экологические ситуации. Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? (В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)

В работе старались использовать и словесные ситуации, которые предлагали родителям обсудить дома с детьми. Например. На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

• Дайте оценку этому поступку.

• Как бы Вы поступили?

• Что надо делать, когда встречаете птиц?

• Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?

• Надо ли помогать птицам? Как?

• Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?

В итоге вместе с родителями сделали вывод, что показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Эффективной формой работы с родителями является, круглый стол «Сбережем родную природу», который начинается с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы — не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей были организованы отдельные беседы.

Еще одна форма работы с семьей — педагогические ширмы, в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же родителям была предложена серию вопросов, которые они решали вместе с ребенком дома, на природе. В ширме хорошо помещать и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого [3,34]. Например. На асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?

Через ширмы мы знакомили детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Например. Проверьте свои наблюдения и расскажите детям: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Объясните.

Такую форму работы, как консультации, например «Экологическое воспитание детей в семье», мы начинали с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь старались напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. На консультации родителям показали сценку, «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи (Каркуша, Гном-Гномыч и др.) рассказали о том, как надо вести себя в природе. После просмотра была проведена беседа с родителями, с конкретными советами, рекомендациями детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, смотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.

Такие формы работы дали нам возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Работа по экологическому образованию была и остается актуальной. Любовь ко всему живому, забота о нашем общем доме — составляющая нравственности человека.

 

 

 

Список литературы

1. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54.

2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.

3. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.

4. Рыжова Н. О проекте "СтратегОКии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 18-20.

Опубликовано: 20.01.2021