Развитие движений тонкой моторики рук как основы формирования навыков речи и графомоторных навыков дошкольников

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Жукова Марина Александровна

Организация: Иловский детский сад

Населенный пункт: Белгородская область, с. Иловка Алексеевского ГО

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, а также координированных способностей (развитие точности, равновесия, преодоление изменённого мышечного напряжения, развитие быстроты, гибкости и силы) всё это затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

У большинства современных детей все чаще специалистами отмечается общее моторное отставание и слабое развитие моторики рук. К сожалению, в наш «машинный век» взрослые стали больше надеяться на машины, чем на собственные руки, в связи, с чем многие родители не стараются развивать у своих детей тонкую ручную моторику и вообще приучать их к «ручной работе».

Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

Уникальность и мудрость опыта наших предков передавалась из одного поколения в другое народные потешки: «сорока – белобока», «мальчик – пальчик», «ладушки – ладушки» и т.д. «Ребенок может стать гением еще с колыбели, главное – учить его надо с раннего детства» – утверждают ученые. По мнению М.М. Кольцовой «Систематические упражнения по тренировке пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Здесь важно не упустить время, сделать все необходимое, чтобы учиться малышу в современной школе было легко.

Успешность коррекционно-развивающей работы зависит от правильно организованного предметно-познавательного пространства группы. Развивающая среда была организована таким образом, чтобы способствовать развитию всех сторон речи и неречевых психических функций.

Так в уголке художественного творчества собраны все необходимые материалы для обводки по контуру и штриховки (трафареты животных, птиц, машин, овощей, фруктов, букв, цифр, шаблоны, штампы, прописи для дошкольников, раскраски для штриховки, рисунки с недостающими деталями).

Для развития общей и мелкой моторики в группе создан центр моторного и конструктивного развития: разрезные картинки и пазлы по изучаемым темам, пальчиковые бассейны с различными наполнителями. А также массажные мячики разных цветов и размеров, игрушки-шнуровки, игрушки-застёжки, мелкая мозаика и схемы выкладывания из неё, мелкий конструктор типа «Lego», мелкие бусы разных цветов и леска для их нанизывания, занимательные игрушки из разноцветных прищепок, ёмкости с различными видами круп, семян.

Центр «Играем в театр»: куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, теневой, настольный, пальчиковый), костюмы, маски, атрибуты, элементы декораций для постановки некоторых сказок, зеркало, парики.

Физкультурный центр: пособия для организации подвижной детской деятельности, индивидуальных занятий по закреплению основных движений, коррекционных упражнений (гимнастические палки, обручи, кегли, ребристые дорожки, бадминтон, городки, нетрадиционное спортивное оборудование, мячики массажные разных размеров, мячи разных размеров, кольцеброс.

Логико-математический центр – здесь размещены головоломки, рабочие тетради, книги по занимательной математике.

Центр творчества, где собраны материалы, позволяющие развернуть интересную сюжетно – ролевую игру, построить волшебный парк, сказочную пещеру, морское дно, звёздное небо и т. д. (подобные «превращения», зависят от многих факторов. Например, от возраста детей, их интересов, от темы того проекта, над которым работает группа и т. д.).

В игровой зоне центр строительно-конструктивных игр соседствует с предыдущим, чтобы можно было использовать детские постройки в сюжетно – ролевых играх, драматизациях.

Для развития и коррекции зрительно-пространственной ориентации в логопедическом уголке имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры.

Развитие тонкой моторики рук осуществляется в определённой системе.

В работе с детьми использовался весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития воспитанников. Ребёнок из всех предложенных ему мероприятий выбирал ту деятельность, которая отвечала его склонностям и интересам, помогала развивать личность. Работа осуществлялась по нескольким блокам:

1. Специально организованное обучение в форме занятий.

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми.

3. Свободная самостоятельная деятельность детей.

Каждый из указанных блоков применялся в педагогическом процессе, поскольку каждый имел своё значение для наиболее эффективного решения тех или иных задач в развитии и воспитании ребенка.

Каждый блок имел свои задачи и учебное содержание. Комплекс заданий предусматривал ступенчатую систему. Задания поэтапно усложнялись от простых упражнений к более сложным. При составлении плана работы учитывалась связь указанных блоков с режимом дня. Однако связь не была жесткой, хотя целесообразнее проводить занятия в утренние часы, когда работоспособность наиболее высока. Что касается двух последних блоков, то они охватывали все свободное от занятий время.

Формирование графомоторных навыков происходило постепенно по мере развития мышц всей руки, работы мелких мышц кисти и пальцев, а также координационных способностей. Поэтому в системе комплексного подхода по развитию мелкой и общей моторики использовались различные виды терапий.

Массажная терапия пальцев – представляла собой лечебный метод, при котором использовалась механическая энергия, сообщаемая тканям или отдельным органам. Ребёнок сам или с помощью взрослого делал массаж каждого пальца левой и правой руки, начиная с кончиков, поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Проводился массаж обеих рук в течении 1-2 мин, заканчивался всегда поглаживающими движениями. Массаж ведущей руки делался чаще.

Массажная терапия включала в себя несколько этапов: знакомство детей с руками (кисть, ладонь, тыльная сторона руки, пальцы), игровая деятельность, адаптированный лечебный массаж.

Занятия способствовали целенаправленному развитию моторики рук, а также для нормализации психофизического самочувствия детей. Проводился массаж в течение 10 дней ежедневно или через день. Курс массажа повторялся через 20 дней. Педагогом подобран комплекс упражнений для массажа рук с использованием природного и бросового материала.

Динамотерапия – образно-двигательные миниатюры, направленные на общее физическое оздоровление и развитие координационных способностей дошкольников. Они включались педагогом во все виды физкультурно-оздоровительной работы. А также в различные части комплексных занятий, связанных с ознакомлением детей с животным и растительным миром, с развитием речи, изобразительной деятельностью.

Эти двигательные упражнения вносили оживление в занятия и способствовали переключению с одного вида деятельности на другой, тем самым избавляли детей от утомляемости. Образно-двигательные миниатюры помогали детям переключиться с малоподвижных видов деятельности на занятиях на двигательно-игровые действия, способствовали снятию мышечной усталости, удовлетворяли потребности детей в двигательной активности. Игровые минутки занимали минимальное количество времени, но давали хорошую разрядку для дальнейшего, более плодотворного проведения занятия.

Кроме занятий двигательно-речевые упражнения проводились с детьми на прогулках, в развлечениях, во время индивидуальной работы над автоматизацией звуков. Стихи для образно-двигательных упражнений подбирались в соответствии с изучаемыми лексическими темами. Благодаря разнообразию заданий и активной двигательной деятельности укрепились мышцы детей, улучшилась координация движений, стала более широкой их амплитуда.

Постепенно исчезла зажатость, раскрепостились кисти, пальцы, появилась большая подвижность и гибкость всего туловища ребёнка. Разнообразии, лаконичность и игровой характер миниатюр позволило проводить их в различные режимные моменты как в помещении, так и на улице.

При работе с детьми педагог всегда придерживался следующих требований: выполнение упражнений было регулярным, занятие было только совместными. Это определялось необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не мог бы быть достигнут; время выполнения упражнений не было длительным; так как внимание и интерес ребёнка быстро иссякали. Соблюдался для ребёнка комфортный темп выполнения. Очень важно было участие, ободряющее поведение взрослого. Ребёнку всегда предлагалась инструкция.

Логоритмотерапия – система разнообразных упражнений и игр, направленных на развитие движений руки и её, наиболее важных для графической деятельности звеньев – кисти и пальцев. Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивали пальчиковые игры, которые в основном проводились в блоке совместной деятельности.

Пальчиковые игры – это культурное наследие любого народа, история существования их исчисляется столетиями. Они очень эмоциональные и простые. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослого, активизировали моторику рук. Тем самым вырабатывалась ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировалось внимание на одном виде деятельности.

В ходе работы применялись разнообразные задания по развитию мелкой моторики пальцев рук: пальчиковые игры с палочками и цветными спичками (игра – путешествие в «страну королевы Спички», которая знакомила детей с геометрическими фигурами и помогала развить творческое мышление), пальчиковые игры со скороговорками, пальчиковые игры со стихами, а также пальчиковый алфавит в стихах.

Для развития ручной умелости использовался бросовый материал: разноцветные пуговицы, цветная проволока, тесьма, бусы и многое другое). Из цветных пуговиц, проволоки и картона создавали сказочный сад. В кружке по интересам «Рукодельники» дети знакомились, работой с бисером, пайетками. А затем из незатейливых работ детей с помощью взрослых создавались сюжетные картины. Обычные бытовые предметы превращались в увлекательные и полезные игрушки. Всё это способствовало формированию сложнокоорденированных движений руки.

Применение для коррекции тонкой моторики рук круп и зернобобовых имело не только коррекционное значение но и носило познавательный характер. Дети определяли форму, цвет, величину, предлагаемого продукта, возможность его применения в быту. С огромным интересом выкладывали из них различные узоры, и даже изучаемые буквы. Для активизации деятельности детей такие задания проводились в форме соревнований («Кто первый выполнит задание?», выкладывание разными пальчиками (большим и указательным, большим и средним, большим безымянным)).

Графомоторная терапия включала в себя рисование по трафаретам, рисование по фигурным линейкам, штриховку, работу в тетрадях, выполнение графических упражнений, работу в занимательных прописях для дошкольников.

Первоначальные упражнения по формированию графических навыков обязательно проводились с игровой мотивацией: помоги зверушкам пройти по середине дорожки и найди подарки; соедини точки и узнай, кто спрятался, проплыви с моряками по волнам, покажи, как капает дождик, и др.

Арттерапия – это использование разных видов театра для коррекции речи и двигательной сферы у детей.

Арттерапия использовалась как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Сначала дети играли в пальчиковый, плоскостной театры, а потом участвовали в драматизациях сказок и литературных произведений. Ещё одним занятием для развития мелкой моторики рук являлась теневая игра. Её педагог использовал лишь тогда, когда дети осваивали свободное выполнение руками различных фигур (цветок, животные, дом, стул, стол и многое другое). Дети располагали руки перед источником света, разыгрывали короткие диалоги, сценки, сопровождая их показом руками фигур.

С каждым этапом текст по содержанию усложнялся. Дети сами придумывали рассказы и сказки с последующим их обыгрыванием. Это дало им уверенность в своих силах и способностях, помогло развить творческую самостоятельность.

Песочная терапия. Игры с песком использовались как для развития тактильно – кинестетической чувствительности, так и для развития мелкой моторики рук.

Тактильные ощущения – это те ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее – холодное, мягкое – твёрдое и т. д.

Кинестетические ощущения помогают нам узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении.

Игровые занятия начинались с развития именно этого вида чувствительности. Игры, используемые с детьми самые разнообразные. Детям очень нравилось играть в такую игру как «отпечатки наших рук». Им предлагались разные задания, они самостоятельно выполняли следующее: скользили ладонями по поверхности песка, выполняли зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и т.д.).

При знакомстве детей с буквами выкладывались из сырого песка сначала элементы знакомой буквы, потом сама буква. Чтобы детям было интереснее играть с песком, использовался цветной песок. Картинки из такого песка получаются яркими и красочными. Игры с песком помогли дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, как известно, не застрахован никто. В работе с песком всё проще: если ты сделал что – то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала.

Все игры с песком были направлены на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация движений). Безусловно, эти игры не заменяют учебники, однако они помогают лучше подготовить ребёнка к школе.

Благодаря использованию различных видов терапий, движения детей становятся скоординированными, более раскованными, точными, укрепилась мелкая мускулатура пальцев, сформировались более точные и координированные зрительно – моторные реакции. Исчезает скованность и неуверенность движений руки во время работы в тетрадях и альбомах, улучшилась ориентировка в окружающем пространстве.

Подобный подход дает уникальную возможность по поиску – оптимальных путей коррекции и сокращению сроков совершенствования у ребёнка координации движений, пространственной ориентации и «ручной умелости».

Список литературы

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук / С.Е. Большакова. – Москва: Творческий центр, 2005.
  2. Воробьева Т.А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи / Т.А. Воробьева // Дошкольная педагогика. – 2006. – №3.
  3. Галкина Г.Г. Пальцы помогают говорить (коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей) / Г.Г. Галкина. – Москва: Гном и Д, 2005.
  4. Грабенко Т.Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т.Н. Грабенко. – СПб: Детство-Пресс, 2004.
  5. Кузнецова Г.В. Коррекционно-развивающие занятия по обучению графическим навыкам детей 5-7 лет средствами изодеятельности / Г.В. Кузнецова. – Москва, 2001.
  6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе / Н.В. Нищева. – Москва, 2005.
  7. Нищева Н.В. Готовимся к письму / Н.В. Нищева. // Дошкольная педагогика. – 2003. – №4.
  8. Новикова Н.В. Как подготовить руку к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук детей / Н.В. Новикова. – Москва, 2000.
  9. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей / О.А. Новикова. – СПб: Детство-Пресс, 2004.
  10. Толбанова А.Н. Пальцы помогают говорить / А.Н. Толбанова. // Дошкольное воспитание. – 1989. – №10.
  11. Филлипова С.О. Подготовка дошкольников обучению письму / С.О. Филлипова. – СПб: Детство-Пресс, 2004.
Опубликовано: 20.01.2021