Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения

Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО

Автор: Архипова Нина Николаевна

Организация: Иловский детский сад

Населенный пункт: Белгородская область, Алексеевского ГО, с. Иловка

Автор: Кузнецова Татьяна Ивановна

Организация: Иловский детский сад

Населенный пункт: Белгородская область, Алексеевского ГО, с. Иловка

Одной из важнейших проблем при поступлении ребенка в детский сад является проблема адаптации. Поступление в детский сад – сложный этап в жизни любого малыша, который вызывает тревогу, так как является ответственным моментом для ребенка и его родителей. Изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье. Особенно уязвим ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, слаб и раним. В этом возрасте привыкание к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Для родителей решение отдать ребенка в детский сад, в «чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство. Дети раннего возраста не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление не характерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах, напряженный голос – масса мелочей, которые родители не осознают, но которое моментально считывает подсознание ребенка. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду [3; 7]

 

Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу. Негативный опыт адаптации к дошкольному образовательному учреждению может отразиться на адаптации к школе, а возможно скажется и в более поздние возрастные периоды. Поэтому возникает необходимость психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка и его семьи.

 

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, педагога – психолога, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. [4; 16]

Цель работы педагога-психолога в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду заключается в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов.

 

Задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Необходимо сформировать у ребенка чувство уверенности в окружающем, положительную установку, желание идти в детский сад. В возрасте 1-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.

 

Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей.

 

Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

 

Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция, как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.

Три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1 месяц).
  2. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев).
  3. Фаза компенсации: убыстряется темп развития.

 

Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации. Степени тяжести адаптации:

  • Легкая степень: 10 – 15 дней (до месяца) – сдвиги нормализуются в эти сроки.
  • Средняя степень: примерно 1 месяц, может быть заболевание 5 –7 дней, есть признаки психического стресса.
  • Тяжелая степень: 3 месяца – часто болеет, регрессия в развитии, может быть, как физическое, так и психическое истощение организма (вялость, эмоциональные качели).

 

Очень тяжелая: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – «несадовый» ребенок.

 

Нужно заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребенка, контакт устанавливаемый с семьей должен быть дифференцирован, т. е. должны быть определены объем и содержание работы с семьей. Например, для детей с неуравновешенным эмоциональным состоянием работа с семьей должна быть более глубокой и объемной и предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателем и психологом дошкольного учреждения. Сразу хотим отметить, что адаптация некоторых детей может протекать до двух – трех месяцев. Особенно, если ребенок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребенку приходится привыкать заново. Все дети разные и к каждому нужен свой подход. Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам. Организация успешной адаптации ребенка к детскому саду – это кропотливая, объемная работа, которая дает хороший результат лишь при совместной деятельности педагога-психолога, воспитателей и родителей. [5; 8]

 

Чтобы оценить эффективность проведенной работы было организовано наблюдение за детьми в различных режимных моментах, во время прогулок и игровой деятельности. В итоге сделанных наблюдений, которые были осуществлены в процессе адаптационного периода, мы можем сделать определенные выводы:

  • Адаптация ребенка к детскому саду – это адаптация в первую очередь семьи.
  • Если поменять отношение родителей к детскому саду – они станут доверять воспитателям – тогда адаптация ребенка будет происходить быстрее и легче.
  • Оптимальное течение адаптационного периода обеспечивается при условии плавного перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение и при тесном взаимодействии специалистов, педагогов и родителей.

Таким образом, анализ работы показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Чаще всего наблюдается средняя и легкая степень адаптации. При правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада, дети раннего возраста привыкают к детскому саду безболезненно. Богатый опыт и знания воспитателей, любовь родителей и забота, иными словами согласованная работа с семьей, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребенка и необходимых условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, позволит решать проблему адаптации на должном уровне.

 

Список литературы

  1. Баданика, Л.А. Организация адаптации родителей к детскому саду / Л.А. Баданика // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5.
  2. Большакова, Л.К. О работе с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ/ Л.К. Большакова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5.
  3. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л.Н. Павловой. – М.: Просвещение, 1986.
  4. Дорохина, Н.В. Детский сад идти пора / Н.В. Дорохина // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5.
  5. Доронова, Т.Н. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы / Т.Н. Дронова // Обруч. – 2006. – № 5.
  6. Пистун, Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения / Ю.В. Пистун, К.И. Григорян, Г.П. Ковачева // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С.1064-1066.

 

 

 

Опубликовано: 10.01.2021