Проект «Культура, образование, наука, спорт родного края»

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Ермилова Елена Александровна

Организация: МБДОУ детский сад № 3 с.Таремское

Населенный пункт: Нижегородская область, с. Таремское

Актуальность: Современное развитие общества в век высоких технологий накладывает свой отпечаток на содержание нашей жизни и жизни наших детей: все чаще игрушки, детские забавы, спортивные игры заменяются компьютерными играми, поход на концерт, в театр, цирк, музей попросту вытесняются просмотром телевизионных передач и фильмов. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развитие понимания культурного наследия, и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Ведь именно в эти годы закладываются основы нравственности, формируются первоначальные представления об окружающем мире, этические представления, патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. У них проявляется стремление больше узнать о своем родном крае, о его особенностях, достопримечательностях, о людях, прославивших свою родину.

Знакомство детей с учреждениями культуры, спорта, образования и науки Нижегородского края, известными людьми, прославившими родной край, способствует формированию чувства гордости за земляков, желания быть похожими.

 

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий;

Вид проекта: краткосрочный, групповой;

Сроки проведения проекта: 1 неделя апреля

Участники проекта: педагоги, дети 6-7 лет, родители (законные представители)

Цель проекта: развитие представлений детей об учреждениях культуры, спорта и образования Нижегородского края, их разнообразии, и людях, прославивших родной край

Задачи проекта:

  • Знакомство детей с учреждениями культуры, науки, образования, спорта Нижегородского края, их спецификой и многообразием;
  • Расширение кругозора детей при знакомстве с деятельностью и достижениями талантливых земляков, прославивших Нижегородский край (в области науки, искусства и спорта);
  • Развитие индивидуальных творческих способностей через продуктивную деятельность детей;
  • Развитие монологической речи и поискового поведения у дошкольников: развитие активности детей, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам;
  • Воспитание у дошкольников эмоционально-положительного отношения к родному краю, чувства гордости за достижения земляков, сопричастности к культурному наследию региона;
  • Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умения самостоятельно объединяться для игры, труда, коллективной творческой деятельности;
  • Привлечение внимания родителей к проблеме, обогащение знаниями в вопросах формирования гражданско-патриотических качеств дошкольников и формирование у родителей практических навыков воспитания детей;
  • Установление эмоционального контакта между участниками образовательных отношений (педагогами, родителями, детьми), приобретение опыта взаимодействия со своим ребенком и с родительской общественностью в целом.

 

Ресурсное обеспечение проекта:

 

Нормативно – правовое:

  • Устав ДОУ;
  • Программа развития ДОУ;
  • Согласование проекта с администрацией детского сада;

 

Материально – техническое:

  • Теле -, видео -, аудиоаппаратура;
  • Компьютер, сканер, принтер, ксерокс;
  • Фотокамера;
  • Канцтовары, расходные материалы;
  • Передвижные выставочные стеллажи;
  • Стенды для методической литературы;

 

Информационное:

  • Представление информации по реализации проекта на групповом стенде, сайте учреждения в сети Интернет

 

Программно-методическое:

  • Подбор методической, познавательной литературы, периодических изданий, интерактивных материалов;

 

Кадровое:

  • Совершенствование работы через повышение теоретического и практического уровня по проблеме гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
  • Организация взаимодействия с семьями воспитанников для обеспечения единства подходов гражданско-патриотического воспитания дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации и семьи

 

Ожидаемые результаты:

 

-У детей сформированы и систематизированы представления об учреждениях науки, культуры и спорта Нижегородского края, о талантливых земляках, прославивших родной край;

  • Воспитанники демонстрируют развитие творческих способностей, первоначальные навыки исследовательской работы, партнерской деятельности и сотрудничества, познавательную активность, желание передавать имеющийся опыт, чувство любви, уважения, гордости и привязанности к родному краю;
  • Родители обладают знаниями и практическими навыками воспитания детей в вопросах формирования гражданско-патриотических качеств дошкольников;
  • Между участниками образовательной деятельности установлены партнерские взаимоотношения;
  • Усиление ресурсного обеспечения группы.

 

Итоговые мероприятия:

 

  • Игра-путешествие по учреждениям культуры, образования, науки и спорта Нижегородского края;
  • Изготовление макета ФОКа
  • Презентация «Знаменитые люди земли Нижегородской »

Предварительная работа:

  • Оценка уровня индивидуального развития воспитанников по подразделу программы развития «Культура, образование, наука, спорт родного края»;
  • Выявление проблем, определение задач по теме проекта, составление плана работы по взаимодействию с участниками образовательных отношений, социальным окружением;
  • Оценка соответствия условий предметно-пространственной развивающей среды реализации проекта, составление плана по оснащению

 

Этапы реализации проекта:

1 этап:

Цель: Обеспечение условий для успешной реализации проекта.

Задачи:

  • Обозначение проблемы, постановка цели проекта, определение задач, ожидаемых результатов;
  • Составление плана работы

 

 

 

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Срок

Формулировка проблемы. Воспитанники заинтересовались: «Где же учились талантливые люди Нижегородского края?»

Постановка задач и предложение видов продуктов проекта.

Принятие участия в информационной беседе. Принятие проблемы, включение в игровую ситуацию.

Принятие задач и продуктов проекта – организация игры-путешествия по учреждениям культуры, образования, науки и спорта Нижегородского края, создание презентации «Знаменитые люди земли Нижегородской»

1 день

 

2 этап:

Цель: Выполнение задач проекта

Задачи:

  • Планирование деятельности всех участников образовательных отношений;
  • Решение задач через организацию разнообразных видов детской деятельности

 

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Срок

Составление плана деятельности по ознакомлению с учреждениями образования, культуры, науки Нижегородского края, знаменитыми земляками, прославившими родной край.

Распределение детей по творческим подгруппам, помощь при распределении зон ответственности при организации деятельности.

Презентация опыта семьи «Воспитываем и обучаем вместе».

Выявление возможностей привлечения семьи к организации экскурсий, совместных поездок.

Составление плана взаимодействия со специалистами (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).

Проведение музыкальным руководителем семинара для родителей «Обучаем играть на народных инструментах».

 

Участие в составлении плана по изучению образования, культуры, науки Нижегородского края.

Объединение по творческим подгруппам, выбор капитанов групп, распределение обязанностей при подготовке продуктов детской деятельности, иных мероприятий (видов детской деятельности)

 

 

Привлечение семьи к реализации проекта

Привлечение семьи к взаимодействию с социальным окружением

 

Привлечение специалистов к реализации проекта

2 дня

 

3 этап

Цель: Организация проектной деятельности в соответствии с поставленными задачами;

Задачи:

  • Формирование представлений об учреждениях образования, культуры, науки, спорта Нижегородского края, их предназначении и разнообразии;
  • Знакомство с творчеством и достижениями именитых земляков: музыкантов, художников, писателей, деятелей культуры и кино и т.д.;
  • Формирование навыков находить информацию из разных источников;
  • Знакомство с произведениями художественной литературы и музыки, посвященными Нижегородскому краю;
  • Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков через социальное взаимодействие на занятиях, во время совместной деятельности;
  • Воспитание положительной эмоциональной отзывчивости на художественные и музыкальные произведения, картины, рисунки, памятные места.

 

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Срок

Организация образовательной деятельности, помощь, направление деятельности, в изготовлении продуктов деятельности:

-организация посещения (с помощью родителей) в Нижегородский цирк;

-рассматривание иллюстраций с изображением фотографий известных людей Нижегородского края, предметов их гордости и достижений, памятников;

-рассматривание энциклопедии «Нижний Новгород. Открытый город»;

-рассматривание фотографий с изображением учреждений культуры, науки, образования и спорта, расположенных на территории Нижегородской области;

-беседы: «Учреждения культуры, образования, спорта Нижегородского края», «Таланты земли Нижегородской», «Студенческий край», «Правила поведения в цирке, театре, ФОКе и др. общественных местах»;

-дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Кому что нужно», «Назови виды спорта»;

-чтение художественной литературы;

-продуктивная деятельность: рисование по мотивам произведений писателей-нижегородцев, аппликация «Самолет Чкалова» аппликация «Спортивная площадка», «Олимпийские чемпионы»;

-конструирование: «Театр юного зрителя», «Цирк»;

-Музыка:

Слушание: «Лучше нет родного края» сл. П. Воронько, муз. В. Кожухина, «Детский сад», Н. Мурычевой, «Нижегородская лирическая» А. Морозова;

Пение: «Добрая песенка» муз. и сл. В. Шестоковой, «Россия», муз. Г. Струве, «Край в котором ты живешь», муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина;

-составление индивидуальных рассказов о поездке в Нижегородский цирк;

-сюжетные игры: внесение атрибутов к игре «Журналистика», «Путешествие по учреждениям культуры, образования, науки и спорта»;

-составление альбома «Цирк»

-подвижные игры: «Городки», «Кто самый меткий», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто скорее пробежит через препятствия»;

-совместные действия по изготовлению атрибутов к сюжетным играм, фоторепортажа «Путешествие по учреждениям культуры, науки, образования и спорта Нижегородского края», подготовке и проведению смотр-конкурса «Юные таланты».

Организация работы с семьей по формированию теоретических знаний и практического опыта по тематике (экскурсии, беседы, консультации об учреждениях культуры, науки, образования и спорта Нижегородского края; совместное изготовление атрибутов, игр, подбор иллюстративного материала, совместное с родителями создание презентации «Знаменитые люди земли Нижегородской» и др.)

Организация работы по взаимодействию с социумом (библиотека, кинотеатр «Спартак», Дворец культуры, Нижегородский цирк)

 

Формирование специфических знаний и навыков в процессе проектной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместные действия специалистов (музыкальный руководитель) в реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действия специалистов (инструктор по физической культуре) в реализации проекта

2 дня

 

4 этап

Цель: Презентация итогового продукта;

Задачи:

  • Формирование навыков построения устных сообщений о проделанной работе;
  • Развитие интонационной выразительности речи, эмоциональной сферы ребенка;
  • Закрепление умений согласовывать свои действия с действиями партнеров;

 

 

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Срок

Подготовка к презентации итоговых продуктов.

Организация презентации итоговых продуктов проекта.

 

Подготовка к презентации итоговых продуктов;

Представление продуктов деятельности:

-игра-путешествие по учреждениям культуры, науки, образования и спорта (роль экскурсоводов исполняют дети); -презентация «Знаменитые люди земли Нижегородской».

-Изготовление макета ФОКа

1 день

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. М.: Скрипторий, 2012г.
  3. Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» М.: Сфера, 2011г.
  4. Груба Г.В., Помелова И.К. «Ребенок познает мир». Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Н.Н.: НИРО, 2003г.
  5. Гройсман Я.И., Миронова И.В. Культурно-просветительское издание. Нижегородский Государственный художественный музей. Том 1. Альбом. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2013.
  6. Дыбина О.В. «Предметный мир как средство формирования творчества детей»» М.: Сфера, 2011г.
  7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: ООО «Издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
  8. Емельянова Е. «Исследовательская деятельность детей» Ребенок в детском саду, 2009г. № 3.
  9. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. М.: ТЦ Сфера, 2015г.
  10. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2012 г.
  11. Комратова Н. Г.,. Грибова Л. Ф «Моя малая Родина» М.: Сфера, 2011г.
  12. Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе» М.:Мозайка-Синтез, 2010г.
  13. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М.:Мозайка-Синтез, 2012 г.
  14. Наумова О.И. Нижний Новгород. Историко-культурный портрет. Н. Новгород: Кварц, 2013.
  15. Извеков Б.С., Кессель А.В. Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. Нижний Новгород: РИ «Бегемот», 2013.
  16. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М.: Мозайка-Синтез, 2012г.
  17. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозайка-Синтез, 2011г.
  18. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» С-Пб.: Детство-пресс, 2011г.
  19. Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  20. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
  21. В. Шамшурин, В. Соколов «Нижегородский край. Именитые земляки и гости». Нижний Новгород: Типография Поволжье, 2005
  22. Интернет-ресурсы:

http://uobrpavlovo.ru/ http://nsportal.ru/ http://dohcolonoc.ru/

http://www.maam.ru/ http://www.youtube.com/watch?v=Jt7g9NWLeU4

http://russian7.ru/2013/12/7-geroicheskix-faktov-o-valerii-chkalove/

http://detlib.nnov.ru/node/88

 

 

 

 

Опубликовано: 18.02.2020