Инновационные образовательные технологии в дошкольном образовании

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Пилясова Татьяна Анатольевна

Организация: МАДОУ №250

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие об­щеобразовательной практики способствует проявлению твор­ческого, инновационного потенциала всех работников систе­мы дошкольного образования.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и пе­дагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреж­дение, инновационные преобразования приобретают систем­ный характер. Созданы новые типы, виды и профили до­школьных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-обра­зовательного процесса, ориентированного на индивидуаль­ность ребенка и запросы его семьи.

Инновационная деятельность — это особый вид педаго­гической деятельности. Его рассмотрению и изучению посвя­щен специальный семинар, который проводится в Москов­ском институте открытого образования на кафедре «Педагоги­ка и методика дошкольного образования» по многочисленным просьбам заведующих, старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появля­ется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом.

О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведени­ями, обычно говорят, что они работают в режиме развития.

Философский энциклопедический словарь определяет разви­тие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.

Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются ру­ководителем на основе закономерностей и направлены на до­стижение конкретных целей.

Например, коллектив хочет изменить организацию рабо­ты с детьми, используя новую технологию, ориентирован­ную на индивидуальные особенности ребенка. Для этого ру­ководитель приобретает литературу по данной проблеме; орга­низует ее изучение с педагогами или делает заявку институту повышения квалификации на обучение своих педагогов и т.д.

Каждый педагогический коллектив имеет право на инно­вационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организа­ции нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

Заведующий должен определить перспективу развития сво­его учреждения с учетом социального заказа общества и чет­ко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педаго­гического процесса. Поэтому важно определить конкретные задачи для каждого направления: «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?», «Какую цель мы ставили при организации методической работы в ДОУ?», «Как изменим предметно-развивающую среду?» и т.д. Руководитель выстраивает «дерево целей». Познакомив с ним коллектив, он может провести анкетирование «Как Вы относитесь к пред­лагаемому новшеству?» со следующими вариантами ответов:

  1. считаю бесполезным;
  2. есть сомнения в необходимости использования;
  3. есть сомнения в возможности применения;
  4. есть интерес;
  5. есть уверенность в его эффективности и необходимости использования в практике;
  6. затрудняюсь ответить;
  7. свой ответ.

Важно, чтобы цели, которые ставит руководитель ДОУ, по­зволяли получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени. Нововведение может счи­таться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.

Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Руководители ДОУ, педагоги должны ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, чтобы не тра­тить времени на открытие уже известного.

Г. К. Селевко дает классификацию педагогических техноло­гий применительно к школе. Но эта классификация может представлять интерес и для системы дошкольного воспита­ния и образования. Приведем несколько типов технологий, характеризующихся отношением взрослых к ребенку.

Авторитарные технологии. Педагог — единоличный субъект учебно-воспитательного процесса. Технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением ини­циативы и самостоятельности учащихся, применением тре­бований и принуждения.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр об­разовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее разви­тия, реализации ее природных потенциалов.

Гуманно-личностные технологии исповедуют идеи всесторон­него уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергают принуждение.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равен­ство, партнерство в отношениях педагога и ребенка.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предо­ставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности. Осу­ществляя выбор, ребенок заявляет свою позицию, идя к ре­зультату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воз­действия.

Способ, метод, средство обучения определяют разные тех­нологии: догматические, репродуктивные; объяснительно-ил­люстративные, программированного, проблемного, развива­ющего обучения; диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и другие.

Большой класс современных технологий определяется со­держанием модернизаций и модификаций, которым подвер­гается существующая в них традиционная система. Это техно­логии на основе:

  • гуманизации и демократизации педагогических отноше­ний;
  • активизации и интенсификации деятельности учащихся;
  • эффективности организации и управления процессом обучения;
  • методического усовершенствования и дидактического ре­конструирования учебного материала.

Технологии, использующие методы народной педагогики, опирающейся на естественные процессы развития ребенка, а также альтернативные («Вальдорфская педагогика» Р. Штейнера и др.).

Педагогика сотрудничества, по мнению Г.К. Селевко, — одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.

Сотрудничество — это совместная развивающая деятель­ность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, про­никновением в духовный мир друг друга, совместным анали­зом хода и результатов этой деятельности.

В педагогике сотрудничества несколько направлений. Одно из них — гуманно-личностный подход к ребенку, который ставит в центр образовательной системы развитие совокуп­ности качеств личности, источник многих инновационных идей.

Гуманно-личностный подход объединяет в себе целый ряд идей. Прежде всего, это гуманизация и демократизация педа­гогических отношений, включающие в себя:

  • любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
  • веру в ребенка;
  • мастерство общения;
  • отсутствие прямого принуждения;
  • терпимость к детским недостаткам;
  • признание права ребенка на ошибку и на собственную точку зрения;
  • особый стиль отношений: не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а органи­зовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу вы­бора.

Обращение к анализу проблем инноваций педагогической деятельности с неизбежностью выдвигает задачу оценки и разработки тео­ретических основ формирования инновационной деятельности заведующих, старших воспитателей. Эта задача имеет глубокий социально-педагогический смысл, так как от ее решения зависит успех преобразований в системе об­разования, перспективы развития дошкольного учреждения. Выявление ведущих тен­денций, принципов, психолого-педагогических условий инноваци­онной деятельности составило цель данного исследования.

Сегодня у нас в стране происходит становление науки о педаго­гических нововведениях. Выделение этой науки в самостоятель­ную отрасль началось с общественно-педагогического движения, с возникновения противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов ее реализовать. Возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обо­стрилась потребность в новом знании, в осмыслении новых поня­тий «новшество», «новое», «инновационный процесс» и др.

Одной из тенденций развития инновационных технологий яв­ляется также включение в учебный процесс не только познаватель­ной, но и эмоционально-личностной сферы человека.

Подготовка заведующих, старших воспитателей к инновационной деятельности эффектив­на, если она разворачивается в адекватных учебных формах и ре­шает две взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию новшества и обучение умениям действо­вать по-новому.

Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Опубликовано: 18.09.2019