Формирование межличностных отношений детей в разновозрастной группе детского сада, посредством игр-драматизаций
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Левданская Оксана Ивановна
Организация: МАДОУ № 183
Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск
Разновозрастная группа детского сада является типичной моделью интегративной группы, в которой объединяются разные по своим физическим и умственным возможностям дети. Отсюда следует, что детям в разновозрастных группах тяжело общаться, договариваться, строить отношения друг с другом и взаимодействовать в игре.
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.) Тематика и содержание игр - драматизаций имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает соотносить себя с полюбившимся образом. Способность к такому уподоблению и позволяет через образы оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребёнок добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты смех и радость присущи детству, неотделимы от него.
Перспективный план работы по формированию межличностных отношений детей разновозрастной группы 5- 7 лет.
Сентябрь
1неделя
1.Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
В сказке открыто выступают такие качества как взаимопомощь, отзывчивость и сострадание к ближнему, развивает способность ребенка к эмпатии, сопереживанию, а информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива.
2. Подготовка к игре.
Распределение ролей (лиса, заяц, петух и др.), разучивание слов персонажей,
совместное изготовление масок и декораций.
Способствует развитию уверенности в себе и самостоятельности. Формирование умений детей договариваться между собой, помогать друг другу, взаимодействовать во время изготовления масок и декораций.
3. Разыгрывание игры – драматизации по сказке (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с выбранной ролью).
Дает возможность воспитывать у детей доброжелательные партнерские отношения, умение действовать согласованно с другими участниками игры.
Приложение И.
2 неделя
1.Чтение английской сказки « Три поросёнка».
- сказке показана необходимость заботиться об окружающих и помогать им, дружно играть и трудиться, развивает навыки социального поведения детей.
2. Изготовление атрибутов для игры – драматизации. Разучивание слов и действий.
Формирует умение детей делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности, умение детей вместе взаимодействовать, договариваться.
- Игра – драматизация по сказке.
Дает возможность детям прочувствовать взаимовыручку, согласованность всех действий и увидеть положительный результат при совместной деятельности. Развитие уверенности в себе.
3 неделя
1.Чтение сказки В.Г. Сутеева «Под грибом».
Сказка помогает воспитывать у детей сострадание, доброту друг к другу, воспитывать чувство дружбы, чувство ответственности за свои поступки. Развивает у ребенка умение выражать свое отношение к другим людям разными способами.
2. Подготовка инсценировки сказки. (Изготовление атрибутов, масок, костюмов, разучивание слов и действий персонажей.)
Помогает формировать умение детей вместе взаимодействовать, договариваться.
- Показ сказки для детей младшей группы.
Дает возможность воспитывать у детей доброжелательные партнерские отношения, умение действовать согласованно с другими участниками игры.
4неделя
1.Чтение русской народной сказки «Теремок».
В сказке отражены такие качества как умение сотрудничать, договариваться, жить в мире и согласии с учётом индивидуальных особенностей окружающих.
2. Совместное изготовление атрибутов к игре.
Способствует развитию умения детей общаться, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, а также совместно строить и реализовывать планы во время подготовки к игре со сверстниками
3. Игра – драматизация по сказке.
Дает возможность преодолеть смущение и побывать в группе сверстников в главной роли. Развивать в детях ощущения свободы и коллективную творческую активность. Приложение К.
Октябрь
1неделя
1.Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
В сказке формируется осознание необходимости заботиться о других и оказывать помощь; формировать произвольное поведение; стимулировать желание следовать законам добра.
2. Подготовка инсценировки сказки (изготовление атрибутов, масок, костюмов, разучивание слов и действий персонажей).
Способствует формированию умения детей договариваться между собой, помогать друг другу, взаимодействовать друг с другом.
- Драматизация сказки.
Развивает умение ориентироваться на товарища, сплоченность действий и возникновению чувства общности — формирует умение детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.
2 неделя
1.Чтение рассказа К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».
В рассказе дается возможность выявить положительные и отрицательные стороны поступка детей, что способствует формированию чувства общности в группе.
2. Игра – драматизация по рассказу.
Формирование умения детей договариваться, вместе взаимодействовать, помогать друг другу, преодолеть смущение и побывать в главной роли.
3 неделя
1.Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».
- дает возможность развивать у детей осознание необходимости заботиться о других и оказывать помощь, стимулировать желание следовать законам добра.
2. Подготовка инсценировки сказки (изготовление атрибутов, масок, костюмов, разучивание слов и действий персонажей).
Развивает умение детей договариваться между собой, помогать друг другу, взаимодействовать.
- Драматизация сказки.
Способствует сплоченности действий детей и возникновению чувства общности — умение детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.
4неделя
1.Чтение русской народной сказки «Гуси - лебеди».
Сказка воспитывает у детей чувство ответственности за свои поступки, развивает умение взаимовыручки.
2. Подготовка инсценировки сказки (изготовление атрибутов, масок, костюмов, разучивание слов и действий персонажей).
Способствует формированию умения детей вместе взаимодействовать, договариваться, развитию большого внимания к сверстникам и умению действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей.
- Показ сказки для детей других групп.
Дает возможность воспитывать доброжелательные партнерские отношения, умение действовать согласованно с другими участниками игры.
Ноябрь
1неделя
1.Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».
В сказке более открыто выступают такие качества как взаимопомощь, отзывчивость и сострадание к товарищу.
2. Подготовка к игре.
Распределение ролей (лиса, заяц, петух и др.), разучивание слов персонажей,
совместное изготовление масок и декораций.
Способствует формированию умения детей договариваться между собой, помогать друг другу, взаимодействовать во время изготовления масок, помогать друг другу в процессе совместной деятельности.
- Разыгрывание игры – драматизации по сказке.
Дает возможность детям увидеть, как интересно вместе взаимодействовать, и как совместное сотрудничество приводит к положительному результату.
2 неделя
1.Чтение сказки К.Чуковского «Айболит».
Сказка помогает воспитывать у детей сострадание, доброту друг к другу, воспитывать чувство дружбы, чувство ответственности за свои поступки.
2. Подготовка к инсценировке сказки (изготовление атрибутов, масок, костюмов, разучивание слов и действий персонажей).
Формирует умение вместе взаимодействовать, договариваться, развитие большого внимания к сверстникам и умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей.
- Показ сказки для детей младшей группы.
Дает возможность воспитывать доброжелательные партнерские отношения, умение действовать согласованно с другими участниками игры.
3неделя
1.Чтение рассказа В.Осеева «Синие листья».
В рассказе показан отрицательный поступок одного из героев, который помогает понять детям, как нельзя поступать.
2. Разучивание слов и действий персонажей.
Формирует умение договариваться и учитывать интересы других детей.
3. Игра – драматизация по рассказу помогает детям осознать, что для достижения определенной цели, дети должны действовать с максимальной согласованностью, то есть способствует развитию внимания к сверстникам и умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей.
4неделя
1.Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово».
В рассказе хорошо представлен пример вежливого обращения к другому человеку и умение с ним взаимодействовать.
2. Разучивание слов и действий.
Формирует умение детей вместе взаимодействовать, договариваться и помогать друг другу, действовать вместе и слушать друг друга.
3. Игра – драматизация по рассказу формирует у детей такие качества как доброта, отзывчивость. Дает детям почувствовать радость от проделанной совместной работы, развивает умение ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.