Формирование у дошкольников навыков толерантных отношений к детям с ограниченными возможностями

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Радиоз Татьяна Юрьевна

Организация: МОДУ детский сад «Карамелька» №98

Населенный пункт: Ярославская область, г. Ярославль

«ГЛУХОЙ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ ОСТАНЕТСЯ ГЛУХИМ К САМОМУ СЕБЕ:

ЕМУ БУДЕТ НЕДОСТУПНО САМОЕ ГЛАВНОЕ В САМОВОСПИТАНИИ -

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОБСТВЕННЫХ ПОСТУПКОВ…»

 

В.А.СУХОМЛИНСКИЙ

 

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

 

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе.

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

- этика и стратегия ненасилия;

- идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;

- необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов и т.д.

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, межличностным разногласиям, признание возможности существования равноправного «другого».
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире людей и разных идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.
«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

 

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщить детей не только к культуре своего народа, но и уважительному, доброму отношению традиции разных народов и культур.

Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 3- 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения

Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии нашего учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагога педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. А также воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Дети во всем подражают своему воспитателю, верят в его справедливость, проникаются его убежденностью. Моральный облик педагога становится для них примером отношения к окружающим, к природе, к Родине, к своим обязанностям.

Воспитатель, обладающий высокими моральными качествами, сможет правильно оценить любой поступок ребенка, увидеть зачатки трудолюбия или начинающейся лени, доброты или эгоизма.

В воспитательной работе следует возможно чаще использовать в качестве примера хорошие поступки взрослых и детей. Пример всегда конкретен, легко воспринимается дошкольниками, осмысливается ими и переносится в собственную деятельность. При этом особое значение имеет пример самого воспитателя .

Но не надо забывать о главном это семья.

Семья даёт ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приёмы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребёнка.

Проблема толерантности является общей как для воспитателя так и для родителей. Семья во многом может помочь детскому саду. Однако очень часто именно родители сеют зёрна вражды, не приязни, даже не замечая этого. Дети впитывают оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к другим людям, не таким как все. События показывают, что враждой взрослых заражаются и дети.

Примерная тематика занятий и бесед с родителями:

«Роль общения в жизни ребёнка»

«Причины возникновения конфликтов у детей»

« Как учить детей общаться?»

« Как научить ребёнка понимать других людей?»

« Воспитание у детей чуткости и внимательности»

«Этика семейного общения у детей»

«Воспитание терпимого отношения к людям»

Примерные вопросы для дискуссий (возможно совместное участие и детей и родителей при взаимном согласии):

- Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?

- Есть ли грань терпимости? В чём (где) она?

- Нужно ли быть самим собой?

- Нужно ли властвовать собой?

- Возможно ли жить без конфликтов?

Возможные ситуации для обсуждения:

Ваш ребёнок рассказывает, что родители его друга покупают ему все, что он захочет.

Что вы ответите?

Побуждайте всех детей, даже тех, у которых имеются особые потребности, помогать друг другу. Некоторые воспитанники сумеют делать то, что поможет другим.

Кому – может потребоваться, например, чтобы кто – то просто подержал его куртку. Важен сам факт помощи, а большая она или маленькая – не имеет значения.

Рассказывайте воспитанникам о людях, которые работают с другими и помогают им без мысли о том, что их похвалят или отблагодарят. Примером могут быть полицейские, врачи, пожарные, социальные работники, адвокаты, учителя, родители. Культура взаимопомощи должна быть частью культуры группы.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Дети могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. В связи с этим необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Главная трудность – изменить настороженное, местами даже негативное отношение всех участников образовательного процесса к совместному обучению Ребёнок – инвалид должен знать, кто его одногруппники ждут его , дети должны общаться. Ребёнок – инвалид должен знать, чем живёт группа, детский сад. и быть участником событий, происходящих в ней.

 

Литература

  1. Комплексная программа развития и социализации особого ребенка в семье – М., 2012г.
  2. Клепцова, Е. Детская нетерпимость /Е. Клепцова //Дошкольное воспитание. – 2008. - №7.
  3. Фопель К. Сплочённость и толерантность в группе. – СПб.: Питер, 2002.
  4. Бондаренко О.Я. Анатомия толерантности. – М., 1998.

 

Опубликовано: 06.08.2019