Проблемные ситуации в экологическом воспитании дошкольников

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Выборова Георгина Михайловна

Организация: МАДОУ «ЦРР-Д/С №111»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

В настоящее время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает большую значимость. Почему? На этот вопрос есть несколько ответов:

  1. Прогресс не стоит на месте - с развитием научно-технического прогресса мы получили очень много полезных и незаменимых вещей. Вместе с тем с развитием прогресса, к сожалению, экология на земле ухудшается. И на мой взгляд очень важно передавать детям знания об экологическом состоянии на земле.
  2. Родители детей очень мало проводят время на природе, заменяя препровождение совместного отдыха на свежем воздухе в торговых центрах, предоставляющими различные детские забавы. Тем самым знания по экологии, которые даются детям воспитателями в ДО, никак родителями не закрепляются. Хуже того, не поддерживается родителями доброжелательного, чувственного отношения к природе и ее обитателям.

Поэтому проблема экологического воспитания на сегодняшний день актуальна. Именно в дошкольном возрасте можно заложить основы экологической культуры в целом. Так как у ребенка в дошкольном возрасте зарождаются основы познания, чувственного опыта, гуманного отношения к окружающему. Если упустить этот возраст, в дальнейшем ребенку будет тяжело разобраться, что плохо, а что хорошо.

Очень важно построить работу по экологическому воспитанию в сотрудничестве с семьей. Никто иной как родители могут привить ребенку любовь и гуманное отношение к природе. Научить его бережно относится и заботиться о насекомых, животных, птицах, растениях, давая понять, что только через бережное отношение и его действия зависит благополучие природы. Именно взрослые (педагоги совместно с родителями) помогут ребенку понять всю красоту природы.

Что может помочь в этом вопросе взрослым? Существует множество различных форм, методов и приемов с детьми в экологическом воспитании, которые могут варьироваться из имеющегося материала, опыта педагога, пространственной экологической среды в группе и ДО. На мой взгляд, одним из самых действенных методов являются проблемные ситуации. Проблемная ситуация – это когда ребёнка преднамеренно сталкивают с проблемой, для решения которой у него не хватает знаний и опыта, поэтому он должен искать пути ее решения самостоятельно или при поддержке взрослого и сверстников. В современных условиях детям не только необходимы готовые знания, но и чтобы эти знания он добывал самостоятельно в процессе какой-либо деятельности (умственной или практической). поэтому актуально использовать проблемные ситуации в том числе и в экологическом воспитании. Наша задача наполнить повседневную жизнь детей интересными идеями, делами, проблемами, где бы ребенок желал активно мыслить, искать ответ, общаться со сверстниками, задавать вопросы. В части экологического воспитания проблемные ситуации можно подготовить заранее, к примеру, в НОД и искать на него ответ сообща со всеми детьми. Например: Почему в нашем кране сегодня не течет вода? (как мы можем выжить без воды, откуда она берется, как нужно беречь воду и т.д.) Или же можно придумать проблему сиюминутно, исходя из окружающей обстановки. Например, Почему сегодня цветок вялый? (потому что забыли полить, что нужно, что нужно для растения чтобы он не погиб и т.д.)

Очень часто проблемные ситуации можно использовать в ходе других методов. Например, наблюдаем за каким-либо насекомым на площадке и тут же создали проблемный вопрос: А как он выживет в другой ситуации, почему так нельзя делать? Поставьте себя на его место и т.д.

Поставить проблему также можно в ходе разработки какого-либо экологического проекта. Хорошо, если в проекте участвуют и родители. Тогда ребенок совместно со взрослыми ищет не только само решение проблемы, но и пути ее решения.

Применение проблемных ситуаций не только для педагогов, но и для родителей детей в воспитании экологической культуры помогают: быть активными, наблюдательными, развивать любознательность к окружающему миру, желание исследовать его.

Таким образом, проблемные ситуации в воспитании экологической культуры заставляют ребёнка думать, размышлять, находить поиски ответов, приучаются не боятся делать ошибки. Одновременно с этими навыками он учится самостоятельно добывать знания, которые помогут ему в окружающем мире.

 

 

Использованная литература:

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  2. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
  3. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
  4. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
  5. Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54.

 

Опубликовано: 23.07.2019