Режиссёрская игра в младшем дошкольном возрасте
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Скудина Александра Михайловна
Организация: ГБОУ «Школа № 1353»
Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград
Режиссёрская игра - это самая первая игра ребёнка дошкольного возраста, появляется в жизни дошкольника примерно после двух лет. Режиссёрская игра доступна для малыша и привлекательна тем, что в неё можно играть одному и разыгрывать сюжеты из жизни, которые, как правило, оставили достаточно эмоциональный след.
Е.Е. Кравцова даёт режиссерской игре следующие определение: это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии».
Доказано, что игра - это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игровой деятельности дошкольники овладевают новыми навыками и умениями, знаниями, осваивают правила человеческого общения. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ребёнок испытывает огромное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, и так же сильно он стремится к самостоятельности. Но так как в жизни ребенку это недоступно, игровая деятельность становиться основным средством реализации возрастных потребностей.
В.А. Сухомлинский писал: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…».
«Режиссерская деятельность, - отмечал В.А. Сухомлинский про режиссёрскую игру, - является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка игры заставляет волноваться, сопереживать персонажам (ролям отведенным режиссером) и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Режиссёрская игра в младшем дошкольном возрасте – это разновидность детского творчества, где присутствует воображаемая ситуация. Ребёнок в таких играх проявляет своё творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя её участников (как правило, это игрушки и предметы).
На первый взгляд, режиссёрская игра ребёнка проста и незатейлива, но это не так: ребёнок одновременно выполняет несколько ролей и от него требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, контролировать свои движения.
Е. Е. Кравцова в своих исследованиях писала, что режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.
Раскроем особенности режиссёрской игры:
Во-первых, ребёнок сам создаёт сюжет игры, в основе которого лежит личный опыт: в игре отражено событие, которое произвело на малыша неизгладимое впечатление (посещение детской поликлиники, день рождения, поездка в автобусе).
Довольно часто сюжетом игры становятся знания, полученные из мультфильмов, сказок, детских передач или рассказов других людей. Ребёнок в режиссёрской игре сам придумывает сценарий к своему «спектаклю», сам подбирает исполнителей ролей и сам исполняет за них роли.
Во-вторых, игрушки и предметы, которые ребёнок выбрал для игры, выполняют как прямую, так и переносную функции, то есть малыш использует предметы-заместители. Например, ложка становится телефонной трубкой, подушка – лошадкой, кубики – мороженым.
В-третьих, главным компонентом режиссёрской игры является речь ребёнка. Малыш с удовольствием выразительно подражает взрослым. В речи ребёнка за время игры могут меняться интонация, громкость, темп, ритм высказываний
В-пятых, ребёнком используется много персонажей, но действует ребёнок только с 3 – 4 игрушками. Например, в игре в «Концерт» ребёнок рассаживает много игрушек, выполняющих роль зрителей, а также артистов, но играет он только с активными «артистами», которые выступают, остальные игрушки занимают пассивную позицию в «зрительном зале».
Первые игры дошкольников возникают как индивидуальная деятельность, т.е. ребёнок играет один – он своеобразный «сам себе режиссёр». Примерно с четырёх лет дети уже способны собираться в группы по 2 – 3 человека, например, во дворе, в песочнице (идеальное место для режиссёрских игр) или дома при встрече гостей. Когда дети начинают объединяться в группы – это является предпосылкой к появлению сюжетно-ролевой игры.
Режиссерская игра имеет социальную природу и строится на представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Ребёнок признаёт точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.
Для того, чтобы режиссёрские игры дошкольников развивались, пополнялись разнообразными сюжетами необходимо создавать для детей специальные условия.
Условия для развития режиссёрских игр.
- Индивидуальное пространство
Необходимо создавать для ребёнка индивидуальное пространство, обеспечить место и время для игры. Вспомните себя в детстве. Как вы любили сооружать различные шалаши из подушек и покрывал или накрыв стол одеялом и т.д. Так же и современному ребёнку необходимо личное пространство для игры. Обеспечьте его этим пространством. Соорудите из фанеры или из ткани ширму или обклейте большие коробки (получится строительный материал для домика или просто перегородки).
- Разнообразный игровой материал, предметы-заместители
Дети очень любят играть в мелкие игрушки (особенно старшие дошкольники), поэтому подберите игровой материал для режиссёрской игры ребёнка. Для этого можно использовать детские этажерки для мелких игрушек. В них можно складывать не только мелкие игрушки (наверняка у вас их просто полно – это различные игрушки из «Киндеров» или просто мелкие сувенирные фигурки и т.д.), но и различные предметы-заместители (коробочки разных размеров, веточки, палочки и т.д.).
- Использование макетов
Самым ярким и распространённым макетом для режиссёрской игры является дом для куклы Барби. Макет, конечно же, должен соответствовать полу ребёнка. Хорошо используются игрушки из картона и бумаги, которые ребёнок делает совместно с взрослыми. Мало того, что ребёнку доставит невероятное удовольствие совместная творческая деятельность с взрослыми, но и он с огромным удовольствием будет играть в эту игру, создавая невероятные сюжеты.
Таким образом, режиссёрские игры развивают воображение, детское творчество, фантазию. Благодаря действиям с игрушками во время режиссёрской игры развивается мелкая моторика рук, способности к общению, режиссёрская игра является предпосылкой и движущей силой для развития очень важной для ребёнка игры – сюжетно-ролевой игры. Режиссерская игра – одно из средств воспитания гуманного отношения к сверстнику как части социального становления ребенка-дошкольника – как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.
Список литературы
- Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2008
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М., 2014.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка. // Вопросы психологии, 2016.
- Гаспарова Е.М.. Режиссерские игры дошкольника. [авт. книги] под ред. С.Л. Новоселовой. Игра дошкольника. М : Просвещение, 2002.
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М : Просвещение, 2006.
- Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1986.