Музыка как эффективное средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Грузнова Алёна Михайловна

Организация: ГБОУ «Школа № 1353»

Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград

Организованная образовательная деятельность по музыкально-эстетическому воспитанию начинается уже в младшем дошкольном возрасте. В детском саду при помощи музыкального руководителя и воспитателей дети приобщаются к пению, приобретают навыки слушания музыки, развивают ритмические движения, играют на детских музыкальных инструментах.

Сочетание умственного и физического развития, нравственности и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой цели во многом способствует правильная организация эстетического воспитания дошкольников.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на развитие способностей воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из эффективных средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы музыка выполнила эту важную функцию, надо развивать у детей дошкольного возраста общую музыкальность.

Во-первых, музыкальность это способность ребёнком чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации.

Во-вторых, музыкальность это способность ребёнка вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует от дошкольника элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности.

В-третьих, музыкальность это проявление у ребёнка творческого отношения к музыке. Слушая музыку, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

С развитием общей музыкальности у детей дошкольного возраста появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

В.А. Сухомлинский писал: «Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Если вы хотите, чтобы слово учило жить, чтобы ваши питомцы стремились к добру, - воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца. Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке».

В методике музыкального образования детей наряду с общепедагогическими методами используются методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства.

Н. А. Ветлугина, исходя из задач и сущности музыкально -эстетического воспитания, разработала четыре педагогических метода:

  • метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, направленный на обогащение эмоционально-чувственного опыта ребёнка;
  • метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия;
  • метод упражнения в практических действиях;
  • метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.

Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Методы строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка и направлены на воспитание у детей эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения. Использование методов зависит от конкретных образовательных и воспитательных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки, источника информации и т. д.

Выразительное исполнение музыки является необходимым условием донесения до слушателя особенностей музыкального произведения. Исполнение музыки должно быть достаточно ярким, темпераментным и выразительным. Только тогда можно вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживания и тем самым добиться нужного педагогического эффекта.

Эстетические переживания личности составляют единство эмоционального и сознательного, поэтому убеждать надо не только непосредственным воздействием музыки, но и организацией целенаправленного внимания детей, разъяснением темы, содержания, выразительных музыкальных средств.

Музыка в какой то степени это «язык чувств». Музыка волнует, создает определенное настроение и тем самым вызывает ответно мысли, заставляет ребёнка думать. Необходимо пояснением, словом усилить переживания дошкольников.

Педагог должен словесным пояснением вызвать определенную общность мыслей, переживаний и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности конкретного произведения. Также необходимы поощрения правильных детских реакций на музыку.

Метод убеждения способствует развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных произведений.

Важным методом организации детской музыкальной деятельности является упражнение. Чтобы развить эстетическое отношение к музыке, вызвать интерес к ней, потребность общения со звуковыми образами, надо научить детей активно действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, своеобразие ритма, улавливать нюансы. Эта работа ведется последовательно - изо дня в день, из года в год. Овладение первоначальными навыками восприятия и исполнения обогащает чувство прекрасного, развивает инициативу, желание действовать самостоятельно.

В. А. Сухомлинский, отмечал, что иногда надо ждать годами, чтобы однажды сердце ребенка дрогнуло, переполнилось чувством прекрасного. Великий педагог писал: «Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребенку свою скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка».

Воспитывая у детей эстетическое отношение к музыке, педагог проявляет много повседневных усилий, терпения и настойчивости. И если ребенок возьмет «свою скрипку» в руки, это значит, что педагог ввел его в мир музыки, в мир мыслей, чувств, помогая в будущем стать добрым и отзывчивым, творчески активным человеком.

Методы музыкального воспитания и обучения едины по своей педагогической направленности, поэтому обучение является и воспитывающим и развивающим. Знания и навыки, приобретенные детьми в процессе обучения, помогают им активно проявлять себя в пении, танце, игре на инструментах и, таким образом, успешно решаются воспитательные задачи общего и музыкально-эстетического развития.

Приобщение к музыке вводит дошкольника в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Поэтому необходимо развивать у детей дошкольного возраста способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности.

Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к дошкольникам восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений.

Ведущими методами приобщения дошкольников к искусству, на развитие у них эстетического вкуса, понимание прекрасного, являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Показ как метод используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Здесь важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов важно, чтобы педагог умел показывать воспитанникам свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой музыки, произведения искусства, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью или плохим поступком, т.е яркое эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства - подражательность.

Бесстрастный, неэмоциональный педагог не сможет пробудить в детях чувства, отношения, поэтому артистичность является важной профессиональной чертой педагогов дошкольных учреждений.

Выбор методов музыкального образования детей зависит от мастерства педагога, возрастных особенностей детей, уровня развития их музыкального и жизненного опыта.

На музыкальных занятиях педагог знакомит детей со средствами музыкальной выразительности: темпом, динамикой, ритмом, регистрами и т.д. Дошкольники учатся различать эти средства в связи с содержанием музыкального произведения.

Основное средство, при по мощи которого у дошкольников формируются музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом, это сама музыка. Только сама музыка может вызвать (или не вызвать) эмоциональный отклик ребенка, являющийся основой музыкально-эстетического сознания личности.

Музыка - эффективное средство формирования у дошкольников эмоциональной культуры, чувств, нравственности, влияет на эстетическое воспитание детей. Эстетическое воспитание включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного.

Таким образом, музыка является одним из самых основных, значимых средств в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

 

ИСТОЧНИКИ

  1. Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. – M., 2003. – 176 с.

  2. Барсукова Н.Г. Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.

  3. Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2000. – 284 с.

  4. Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в детском саду. – Донецк: Сталкер, 2015. – 301 с.

  5. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.

  6. Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. С.-П., 2009. – 160 с.

  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.:СОЮЗ, 1997. – 96 с.

  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под.ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

  9. Гасанова Р.Х. Синтез искусств. Комплексные занятия для детей дошкольного возраста. Уфа. Издательство БИРО, 2005. – 30 с.

  10. Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия. М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.

  11. Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - М.: ВАКО, 2006. – 240 с.

  12. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 304 с.

  13. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение, 1989.- 191с.

  14. Климова Е.П. «Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия» Волгоград. 2007. – 77 с.

  15. Комарова Т.С, Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 127 с.

  16. Корчаловская Н.В. Комплекс занятий по развитию музыкальных способностей у дошкольников. – М., 2008. – 112 с.

  17. Куприна, Н. Г. Теория и методика музыкального развития детей дошкольного возраста: учеб. пособие. / Н. Г. Куприна; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2013. – 234 с.

  18. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2013. – 176 с.

  19. Матвеева Р. А. Обзор программ общеэстетического и музыкального воспитания. // Музыкальный руководитель. – 2009. - № 2 – 2 с.

  20. Матвеева Р. А. Обзор программ общеэстетического и музыкального воспитания. // Музыкальный руководитель. – 2009. - № 3 – 2 с.

  21. Мерзлякова С. Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников. // Музыкальный руководитель. –2010. - №2 – 2 с.

  22. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей». М., 2012. – 240 с.

  23. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» - М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

  24. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / под.ред.О.П.Радыновой – М.: ИЦ «Академия», 2000. – 240 с.

  25. Рогаткина Т. Синтез искусств: дорога в детство, или Новое измерение педагогики. Музыка и настроение. // Музыкальный руководитель. – 2006. - №5.

  26. Руковицын М.М. «Эстетическое воспитание детей» - М.: Знание – 2002. – 432 с.

  27. Скопинцева О.А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников – Волгоград: Учитель, 2008. – 111 с.

  28. Сухомлинский В.А.. «О воспитании». – М., Политиздат, 1982. – 270 с.

  29. Улашенко Н.Б. «Музыка. Занятия с детьми старшей и подготовительной групп» - Волгоград. ИТД «Корифей». 2006. – 96 с.

  30. Улашенко Н.Б. «Музыка. Старшая группа. Нестандартные занятия» - Волгоград. ИТД «Корифей». 2008. – 128 с.

  31. Улашенко Н.Б. «Музыка. Подготовительная группа. Нестандартные занятия» - Волгоград. ИТД «Корифей». 2008. – 128 с.

  32. Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. /Р.М. Чумичева. Ростов н/Д 1995. – 272 с.

  33. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду (интегрированный подход). М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с.

 

Опубликовано: 19.10.2018