Вклад отечественных педагогов прошлого в становление методики математического развития дошкольников

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Соловьева Ольга Александровна

Организация: ГБОУ Школа № 2094

Населенный пункт: г. Москва

Актуальности проблемы. Анализ отечественных психолого-педагогических исследований аспектов дидактических и психофизиологических основ математического развития дошкольников, которые рассматривались рядом ученых прошлого, необходим для рассмотрения проблемы математического развития детей в процессе формирования математической осведомленности в дошкольном возрасте.

На прочном фундаменте исследований в прошлом формируется необходимость перестройки содержания обучения математике в современном детском саду. Это находило отклик еще в трудах классиков педагогической, психологической науки. Вопрос содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметики и формирования представлений о размерах и измерения, о времени и пространстве рассматривали в своих трудах К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и другие.

К. Д. Ушинский считал важным научить ребенка считать отдельные предметы и их группы, выполнять действия сложения и вычитания, формировать понятие десятка как единицы счета.

Особое значение вопросы методики обучения ю тематики получили в педагогической литературе начальной школы на рубеже XIX -XX вв. В этот период методики обучения математике детей дошкольного возраста как науки, еще не было.

 

Научные разработки в России с конца XIX века до 1930-х гг.

Со временем он совершенствовался, сильнее и полнее в нем оказывалась педагогическая мысль. В конце XIX – начале XX в. у методистов была необходимость разработки научной методики арифметики. Первые методические пособия по методике обучения школьниками математики, как правило, были адресованы одновременно родителям и воспитателям. Так, на основе выводов практической работы с детьми в семейной обстановке был издан методическое пособие С.А. Кемница «Математика в детском саду» [6].

Е. И. Тихеева, Л. К. Шлегер и другие отметили, что процесс формирования числовых представлений у детей сложный и поэтому надо целенаправленно обучать их счету. Ведущим средством обучения арифметики признавалась игра. Так, в книге «Живые числа, живые мысли и руки за работой» (1920) Е. Горбунова-Пасадова и И. Цунзер писали, что в своей деятельности, игре ребенок пытается считать то, чем он живет в данный момент [3]. Поэтому знакомство с началами математики должно основываться на активной деятельности ребенка. Считалось, что, играя, дети лучше усвоят счет, скорее ознакомятся с числами.

Большинство педагогов 1920-1930-х годов отрицали необходимость программы для детского сада, потребность целенаправленного обучения. Л. К. Шлегер указывала, что дети должны свободно выбирать себе занятия по собственному желанию. Каждый может делать то, что он задумал и выбирать соответствующий материал, ставить себе цели и достигать их. Л. К. Шлегер считала, что математике следует связывать со всеми видами деятельности ребенка, а воспитатель должен только использовать момент для упражнений детей в счете [12].

В работах Е. И. Тихеевой, М. Я. Морозовой и других подчеркивалось, что знания о первых десяти чисел ребенок должен усвоить еще в школу и при этом усвоить без каких-либо систематических занятий и специальных приемов учебного характера. Они отмечали, что сама жизнь детского сада, занятия детей, игра выдвигают бессчетное на количество моментов, которые можно использовать для усвоения детьми счета в пределах, доступных их возрасту [5]. Несмотря на ошибочность некоторых педагогических взглядов Е. И. Тихеевой, следует отметить, что ее взгляды на значение математической подготовки детей в школу, использование специальных игр и дидактического материала до сих пор высоко оцениваются в современной дошкольной педагогике, в частности в методике обучения математики.

В конце 30-х годов наблюдается положительное отношение к целенаправленному обучению в детском саду, и с этого времени возникают проблемы, связанные с содержанием и методами обучения счету детей дошкольного возраста.

Значительным этапом в разработке методики развития математических представлений были труды Ф. Н. Блехер. Она предлагала воспитателям широкую программу обучения дошкольников математике. Так, в методических указаниях руководителям нулевых групп и детских садов она раскрыла методику организации упражнений, направленных на формирование понятий о размере, количестве, пространстве, времени, измерении [1]. Хотя в целом книга «Научимся считать» рассчитана на индивидуальное использование, однако в ней много материалов, способствующих объединению детей.

 

Экспериментальный этап методики обучения математики в детском саду (1940-1950 гг.)

В 40-50-х годах началось, экспериментальный анализ особенностей формирования у детей умений и навыков в счетной деятельности. Было проведено психологическое исследование по этой проблеме И.А. Френкелем, Е. И. Корзаковой, Г. С. Костюком. Ими обосновано положение о том, что необходимо формировать у детей умение распознавать отдельные элементы множеств, а затем переходить к обобщению о зависимости восприятия множеств от средства пространственного размещения элементов, об усвоении детьми числительных и степеней овладения счетными операциями.

Г. С. Костюка интересовало, при каких условиях и как возникает у детей первое осознание ими количественных отношений вещей, как осуществляется переход от восприятия группы предметов к понятию о числе. Ученый сделал вывод о том, что понятие числа у ребенка возникает через познание им количественных отношений вещей. Ребенок абстрагирует число от этих вещей, однако абстрагирование для него является активным процессом. Он предусматривает выработку в условиях языкового общения со взрослыми, новых способов действий (сначала практических, затем умственных) с объектами [7].

В работах Н. А. Менчинская «Очерки психологии обучения арифметике» (М., 1947) [10], «Психология обучения арифметике» (М., 1955) наиболее полно рассмотрены вопросы формирования понятия о числе у детей. Изучено соотношение восприятия множеств и счета на разных этапах овладения числом.

Особенно ценна книга З. В. Пигулевской «Счет в детском саду» (М., 1953), в ней излагается серия конспектов занятий по счету, дается описание некоторых наглядных пособий и дидактических игр, педагогические выводы автора, основанные на наблюдениях за большим количеством детей. Рассматриваются особенности детей дошкольного возраста, условия сознательного и надежного усвоения, некоторые принципы обучения счету дошкольников (наглядность и активность), основные пути этой работы, ориентировочные показатели в усвоении знаний [11].

Вторая попытка создать систему обучения дошкольного счета была сделана Ф. А. Михайловой и Н. Г. Бакст в пособии «Занятия по счету в детском саду» (М., 1958) обобщен опыт работы детских садов. Авторы раскрывают содержание и приемы работы с детьми в разных возрастных группах [10]. Рекомендуется к изучению счета сформировать у детей представление о множествах (здесь учтено исследования А. М. Леушиной).

А. М. Леушина провела глубокое исследование математических представлений и счетных операций у детей дошкольного возраста. На основе ее предложенных принципов и методов, развитие элементарных математических представлений у дошкольников проводится и сейчас. Сначала дети начинают сравнивать множества, еще не зная чисел. Наглядное сопоставление элементов одного множества с элементами другого позволяет ребенку сделать вывод о равенстве или неравенстве множеств [8].

А.М. Леушина разработала принципиально новый, теоретико-множественный подход в методике обучения счета. За исходное понятие методики формирования математических представлений у дошкольников было взято не число, как раньше, а конкретное множество. Практические действия детей с множеством рассматривались как начальные этапы счетной деятельности.

Совершенствование методики математического обучения в 1960-1980 гг.

В 60-70-е годы был проведен ряд исследований по различным проблемам методики формирования элементарных математических представлений (Т.В. Тарунтаева, В.В. Данилова, Г.А. Корнеева, Т.Д. Рихтерман и др.), которые значительно дополнили методику обучения дошкольников элементарной математики. Во время исследований выяснено, что основой математического развития детей является сравнение конкретных величин. Однако ознакомления детей с числом только на основе сравнения конкретных множеств дает неполное представление о числе.

Исследования П.Я. Гальперина [2] и Л.С. Георгиева показали, что число детьми должно восприниматься, прежде всего, как результат измерения, как отношение измеряемой величины к выбранной мере. Вследствие такого обучения дети раньше, чем при традиционной системе, знакомятся с числом, которое получают не только при счете, но и при измерении; с числом не только как с характеристикой количества отдельных предметов, представляющих перечислений группу, но и как показателем отношения.

В 70-80-е годы были проведены исследования по многим другим проблемам математического развития дошкольников. Это позволило определить объем и содержание обучения математики в детском саду. В программу по математике было введено ознакомления детей с размерами и формой предметов, пространственными и временными отношениями, способами измерения непрерывных величин (линейное и объемное измерение), отношение частных и целого тому подобное.

Психолого-педагогические исследования Н.Н. Поддьякова, В.В. Давыдова [4], Л.В. Занкова, Л.А. Венгера свидетельствуют о значительно больших, чем считалось до сих пор, умственных возможностей детей в процессе обучения, в том числе в процессе обучения математики. Полученные в результате обучения на занятиях и вне их исследования показали, что у детей в возрасте двух-трех лет начинают формироваться первые представления о количестве, они уже умеют выделить единицы множества, сравнивать предметы по количеству даже без какого-либо целенаправленного обучения. К четырем-пяти лет они спонтанно овладеют некоторыми счетными операциями не только наглядно. Однако детям младшего возраста задачи, требующие применения меры, без специального обучения оказались недоступными.

 

Выводы

В исследованиях 1990-х гг. психологов и педагогов все больше подчеркивается необходимость обучения детей обобщенных приемов и способов деятельности. Таким образом, методика математического обучения дошкольников пополнилась теоретическими исследованиями и конкретными рекомендациями отечественных педагогов прошлого, что значительно повысило эффект обучения.

Анализ исследований и публикаций показал, что большой вклад в становление и развитие методики формирования элементарных математических представлений у детей в контексте обозначенной проблемы внесли Ф. Н. Блехер, А. М. Леушина, П.Я. Гальперин, Л.С. Георгиева и другие, которые разработали программы, учебные и учебно-методические пособия, обосновали теоретические взгляды на проблему генезиса математических представлений у детей дошкольного возраста, их математического развития.

Итак, в последние годы методика формирования элементарных математических представлений пополнилась теоретическими исследованиями и рекомендациями, что значительно повысило общеразвивающий эффект обучения. Однако в теории и практике дошкольного воспитания есть ряд нерешенных вопросов в контексте проблемы математического развития дошкольников.

Одной из актуальных проблем методики формирования элементарных математических представлений является преемственность в работе детского сада и школы, а в связи с этим – дальнейшая разработка эффективных методов и методических приемов обучения. Изучение математики в начальной школе предполагает достаточно широкую и глубокую ориентацию детей в количественных и пространственных отношениях окружающей действительности. Современное обучение математике в детском саду не всегда в полной мере решает это задание. Нередко математические знания дети усваивают формально, без должного понимания их. Мы считаем, что одной из причин такого уровня знаний является недостаточная разработанность отдельных методических вопросов. Так, современное обучение математики в детском саду во многом опирается на вербальные (словесные) методы, позволяющие формировать у детей конкретные знания, умения и навыки, и недостаточно практикуются методы, которые способствуют развитию познавательных интересов и способностей, логичности их изложения.

Применение схем, моделей, графиков в педагогическом процессе детского сада должно способствовать развитию у детей познавательной активности, способности творчески использовать ранее полученные знания.

 

Список использованной литературы

  1. Блехер, Ф. Н. Первая книжка для обучения счету в приготовительном классе и детском саду [Текст] : Допущено Наркомпросом РСФСР / Ф. Н. Блехер. – 2-е изд. – Москва : Учпедгиз, 1935 ("Образцовая" тип.). – 48 с.
  2. Гальперин П. Я. Формирование начальных математических понятий [Текст] / П. Я. Гальперин, Л. С. Георгиева // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников : хрестоматия в 6 частях. – М. : СПб, 1994.– Ч. 3. – 312 с.
  3. Горбунова-Посадова, Е. Е.. Живые числа, живые мысли, руки за работой / Е. Горбунова-Посадова, И. Цунзер. – 2-е изд. – Москва ; Петроград : Гос. изд-во, 1923
  4. Давидов В.В.. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов – М. : Педагогика, 1986. – 145 с.
  5. Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена [Текст] – 2-е изд., перераб. – Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1930 (Л. : тип. Печатный двор). – 112 с.
  6. Кемниц, С.А. Математика в детском саду : Беседы и занятия с детьми дошкол. возраста / С.А. Кемниц; Обраб. чл. Отд. дошкол. воспитания Моск. пед. кружка под ред. [и с предисл.] Н.В. Чехова. – Москва : тип. т-ва И.Д. Сытина, 1912. – 80 с.
  7. Костюк Г. С. Избранные психологические труды [Текст] / Г. С. Костюк – М. : Педагогика, 1988. – 304 с.
  8. Леушина, А.М. Занятия по счету в детском саду [Текст]. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 1965. – 192 с.
  9. Менчинская, Н. А. Очерки психологии обучения арифметике [Текст] / Н. А. Менчинская . – 2-е изд., перераб. – Москва : Учпедгиз, 1950 (Свердловск : 5-я тип. Росполиграфиздата). – 120 с
  10. Михайлова, Ф. А. Занятия по счету в детском саду [Текст] : (Из опыта работы) / Ф. А. Михайлова, Н. Г. Бакст. – Москва : Учпедгиз, 1958. – 174 с.
  11. Пигулевская, З. С. Счет в детском саду [Текст] : (Из опыта работы). – Москва : Учпедгиз, 1953. – 96 с.
  12. Шлегер, Л. К. Практическая работа в детском саду / Л. К. Шлегер. – 3-е изд. – Берлин : Гос. изд-во РСФСР, 1922. – 61 с.

 

 

 

Опубликовано: 19.10.2018