Творческая и коррекционо- развивающая деятельность старших дошкольников на основе синтеза искусств

Конференция: Коррекционная работа в ДОУ

Автор: Филонова Светлана Васильевна

Организация: МДОУ № 9

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Сочи

Требования современного развития общества ставит первоочередную задачу перед системой дошкольного образования перейти от педагогики повседневности к педагогике развития. Среди множества факторов обусловливающих развитие ребенка дошкольника наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, развитие толерантности.

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство - источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебный мир искусства, и при достаточном богатстве эмоциональных впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование (пение, слушание музыки, игра на ДМИ), рисование, словотворчество. При этом ребенок раскрывает себя, постигает собственные возможности, окружающий мир и себя в этом мире.

Взаимосвязь, взаимопроникновение различных видов искусства и разнообразной творческой деятельности детей и взрослых в образовательном процессе открывает широкие возможности в плане развития эмоциональной сферы детей и их художественной культуры.

Принцип интеграции в подаче учебного материала помогает ребенку осознать, что каждому виду искусства свойственны свои средства художественной выразительности. Кроме этого познание ребенком произведений искусства должно обязательно проходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов её воплощения. Художественная среда определяет взаимосвязь искусства и личности. Личность ребенка рассматривается как субъект культуры, формирующийся в условиях этой среды.

С древних времен известно о лечебном, профилактическом воздействии на человека различных видов искусства, и в частности, музыки. Идеи Платона, Пифагора о целительном влиянии искусства на человека получили развитие в учении Аристотеля о катарсисе, очищении души человека в процессе восприятия искусства. Музыкотерапия широко использовалась также в Древнем Китае и Индии.

В настоящее время заметно усилился интерес к интегративному использованию искусства не только в процессе художественного освоения и познания ребенком окружающего мира, но и в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами велики, так как предоставляют неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я».

Социально-педагогическое направление коррекционной работы с детьми с проблемами посредством искусства осуществляется по двум направлениям:

  • воспитание способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведения искусства;
  • деятельность детей связанная с искусством (музыкальная, изобразительная, художественно речевая, театрально-игровая).

Термины «артпедагогика» и «арттерапия» в настоящее время широко вошли в практику специального образования.

Артпедагогика - это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики) обеспечивающих разработку теории и практики педагогического

коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно - творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрально-игровую)

Арттерапия - синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике – совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно - творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Основные направления арттерапии можно обозначить как: музыкотерапия (вид арттерапии, в котором музыка используется в лечебных или коррекционных целях), изотерапия (воздействие посредством изобразительной деятельности, восприятие произведений ИЗО, картин, природы, а также изображение музыки в рисунке), кинезетерапия (виды музыкально-двигательной терапии, основанные на единстве музыки и движения: танец , хореография, коррекционная ритмика, психогимнастика), имаготерапия (театрализация, куклотерапия, образно-ролевая драматизация), сказкотерапия (терапия посредством сказки), библеотерапия (воздействие через художественное слово, книгу, литературу), игротерапия (использование игры в коррекционной терапии).

Таким образом, психокоррекция с помощью разных видов арттерапии связана с рождением у ребенка новых креативных (творческих) потребностей и способов их удовлетворения.

В основе создания продуктов деятельности в процессе арттерапии лежит система побуждений, где основным является:

  • выражение ребенком своих чувств, переживаний во внешней форме;
  • стремление понять и разобраться в том, что происходит, в его внутреннем

мире; удовлетворение потребности в общении с другими людьми через

продукт своей деятельности;

  • познание окружающего мира через символизацию его в особой форме,
    конструирование мира (в виде рисунка, историй, сказок, поделок).

Арттерапия совокупность психологических методов, имеющих различия
и особенности, определяется как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направляемостью, технологией психокоррекционного лечебного применения.

Все арттерапевтические методики, используемые в работе с дошкольниками с проблемами в развитии, направлены на коррекцию личностной сферы ребенка. Тема занятия выражает основную мысль, заложенную в содержание занятия. («Одинокая веточка», «Сказка о тумане», « В гостях у волшебницы» и т.д.) Структура занятия мозаична, то есть в ней могут присутствовать элементы интегративной музыкотерапии, изотерапии, сказкотерапии, куклотерапии, имаготерапии и т.д. Форма проведения занятия обязательно должна быть игровой, в структуре занятия всегда присутствуют разнообразные игры. Игровая форма проведения арттерапевтического занятия всегда увлекает детей, а мозаичная структура такого занятия (переход от одного вида деятельности к другому) концентрирует внимание детей, помогает не уставать, будит воображение, мышление, побуждает активно действовать в предложенной ситуации. На групповых арттерапевтических занятиях работа ведется в нескольких направлениях. В первую очередь у детей формируются умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, то есть формируется личностная рефлексия. Параллельно формируются умения понимать не только себя и свои чувства, но и чувства других людей, при этом важно научить их осознавать свои и чужие достоинства и недостатки.

Следующее направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умение делать выбор, формировать потребность в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление предлагает для детей адекватное ролевое развитие, развитие и коррекцию эмоциональной сферы, произвольную регуляцию поведения.

В арттерапевтических занятиях используют разнообразные методические средства: ролевые игры, игры-драматизации, психогимнастику, коммуникативные игры, вербальные и невербальные игры, «мысленные картинки», задания с использованием «терапевтических метафор», основная идея которых: «каждый человек может изменить ситуацию», «безысходных ситуаций не бывает», упражнения на выражение эмоции и эмоциональный контакт и т.д. В результате проведения арттерапевтических занятий (в которых тесно переплетаются все средства арттерапии и каждое занятие является малой частицей общего процесса коррекции личностной сферы ребенка) у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, развивается толерантность, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия к детям и взрослым, развиваются коммуникативные способности, формируется характер, в целом происходит коррекция и развитие личностной сферы ребенка.

 

 

Использованная литература

 

  1. О.П.Радынова, А.И.Кашинене, М.Л.Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников».М.,Academa, 2000г.
  2. О.П.Радынова «Музыкальное развитие детей» (в 2-х частях).М.,ВЛАДОС.-19997г
  3. М.И.Чистякова «Психогимнастика».М..,Просвещение.-1995г
  4. И.Я.Медведева «Улыбка судьбы. Роли ихарактеры».М.ЛИНКА-ПРЕСС.-2002г.
  5. О.А.Куревина «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста».М.,ЛИНКА-ПРЕСС.-2003г.
  6. Э.П.Костина «Камертон».М.,Просвещение.-2004г.
  7. О.С.Боромыкова «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением».С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС.-2999г.
  8. Е.Машковцева «Скворушка».М.,АРКТИ.-1998г.
  9. В.И.Петрушин «Музыкальная психотерапия».М.,ВЛАДОС.-1999г.
  10. О.Л.Князева «Я-ты-мы».М.,Москва-Синтез.-2003г.
  11. М.Ю.Картушина «Зеленый огонёк здоровья».Архангельск. – 2000г.
  12. М.М.Безруких «Сказка как источник творчества детей».М.,ВЛАДОС.- 2001г.
  13. А.И.Буренина «Мир увлекательных занятий».С-Пб.,1999г.
  14. А.И.Буренина «Театр всевозможного» С-Пб.,
  15. А.И.Буренина «Ритмическая мозаика» С-ПБ., 2000г.
  16. Т.В.Волосавец, С.Н.Сазонова «Организация педагогического процесса в ДОУ компенсирующего вида».М.,ВЛАДОС.- 2004г.
  17. Н.В.Микляева,О.А.Полозова, Ю.Н.Родионова «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ».М., Айрис Пресс.- 2005г.
  18. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Мы играем, рисуем, поём».С-Пб., «Композитор». – 2005г.
  19. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Игры, атракционы, сюрпризы». С-Пб., «Композитор». – 2003г.
  20. Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина «Художественная культура» (Интегрированные занятия).М.,Аркти. – 2001г.
  21. Т.Юрченко «Волшебный мир детства». Краснодар., 2006г.
  22. Т.Юрченко «Эмоциональный опыт ребёнка в познании искусства».Краснодар, «Эоловы струны». – 2002г.
  23. М.А.Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей». Ярославль., «Академия развития».-1997г.
  24. А.А.Иванов «Мы рисуем музыку».С-Пб., «Лань». – 2001г.
  25. Журналы «Музыкальная палитра» С-Пб. 2000-2005гг.
  26. Журналы «Колокольчик» С-Пб., 1998 – 2004гг.
  27. Журналы «Музыкальный руководитель» Т.Б.Корябина

 

Опубликовано: 16.10.2018