Формирование нравственно- патриотических чувств дошкольников посредством ознакомления с произведениями декоративно- прикладного творчества

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Костина Татьяна Владимировна

Организация: МБ ДОУ ЦРР – детский сад № 140 «Творчество»

Населенный пункт: Архангельская область, г. Архангельск

Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному искусству русского народа всегда являлось предметом пристального внимания воспитателей детских садов. ФГОС и программы воспитания и обучения в дошкольных учреждениях предусматривают, прежде всего, использование произведений народного декоративно-прикладного искусства в работе с дошкольниками для решения важных задач в области художественно-эстетического воспитания, как средство развития эс­те­тичес­кой куль­ту­ры лич­ности и творческого потенциала ребенка.

Используемые формы обучения на основе народного творчества дают детям более глубокие знания, народное искусство обладает более широкими воспитательными возможностями.

Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную.

Из всех видов творчества дошкольникам наиболее понятны и доступны для восприятия народные промыслы, особенно когда они воплощены в игрушках и простых предметах быта. Народные игрушки – яркие, запоминающиеся, тёплые, весёлые – очень нравятся детям, и эти изделия помогают ненавязчиво знакомить дошкольников с народной культурой. Народная культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственно-патриотическое воспитание ребенка.

Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народов России: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Раннее знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями, уважать свою культуру, стать настоящими патриотами своей Родины.

В основу моего педагогического опыта положена система мероприятий,

направленных на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством ознакомления с произведениями декоративно-прикладного творчества.

Цель: создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством ознакомления с произведениями декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

1. Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории, мастерам-умельцам.

2. Знакомить детей с историй создания, особенностями внешнего вида и декора, исходным материалом и способом изготовления изделий народных промыслов.

3. Пополнять, уточнять, активизировать словарный запас детей.

4. Развивать координированные движения пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.

5. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, целеустремленность, усидчивость, взаимопомощь, аккуратность, старательность, желание создавать прекрасное.

Условия реализации задач:

- Интеграция работы на основе народного творчества с различными направлениями воспитательной работы и видами совместной деятельности (познавательной,

коммуникативной, художественно-творческой и игровой)

- Активное включение детей в различные виды деятельности.

- Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми.

- Бережное, уважительное отношение к детскому творчеству, создание положительного эмоционального климата во время различных видов деятельности.

Условия достижения опыта работы предусматривали подготовительный этап:

- Анализ методических рекомендаций по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными промыслами; изучение особенностей народных промыслов России.

- Создание учебно-методического комплекса: подбор наглядных и дидактических материалов; разработка презентаций и видеороликов по ознакомлению детей с народными промыслами; подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов, легенд; подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

- Формирование предметно – пространственной развивающей среды: познавательной и творческой; изготовление дидактических игр.

- Привлечение родителей как непосредственных участников образовательного процесса.

Система мероприятий реализовывалась через следующие виды совместной деятельности:

- Познавательная деятельность

- Речевая деятельность

- Художественно-эстетическая деятельность

- Игровая деятельность

- Работа с родителями

Разработана поэтапная технология работы по формирование первичных нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством ознакомления с произведениями декоративно-прикладного творчества с учётом возрастных особенностей детей (от простого к сложному).

В своей работе придерживаюсь следующих дидактических принципов: наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности, последовательности, занимательности, интеграции, целостности, индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников, познавательной выразительности, успешности, коммуникативности.
Формы и методы работы:

- Проведение тематических занятий и тематических бесед с применением ИКТ.

- Продуктивная деятельность (изготовление народных игрушек, декоративное рисование, лепка, аппликация по мотивам народных промыслов).

- Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.

- Использование подлинных предметов определенного вида народного искусства и их изображения.

- Раскраски с элементами росписи.

- Использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества и инструментов для рисования.

- Экскурсия в «Русскую избу».

- Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.

- Мастер-классы для родителей с детьми.

- Оформление тематических стендов, педагогическое просвещение родителей.

- Дидактические игры.

- Праздники и развлечения.

- Рекомендации родителям о посещении с детьми музеев и выставочных залов.

- Организация выставок детского творчества «Народные мотивы», «Веселая ярмарка» с привлечением родителей.

Тематические занятия и беседы:

1. «Золотая хохлома»

2. «Сказочный мир дымковской игрушки»

3. «Городецкая роспись»

4. «Мезенская роспись»

5. «Лоскутные куколки»

6. «Щепная птица»

7. «Откуда к нам пришёл колокольчик»

8. «Путешествие в Каргополь»

9. «Народные промыслы Русского Севера».

10. «Платок узорный».

11. «Нарядные матрешки».

Результаты работы

Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что детей привлекают произведения народного искусства, они легко воспринимаются детьми. Это доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Особенно интересно проходят занятия, на которых ребёнок узнает об истории промысла, возникшего в родном крае.

  1. У детей появилось желание узнавать о творчестве русских умельцев, истории возникновения промыслов.
  2. Дети научились ориентироваться в различных видах росписи и различать изделия народных промыслов.
  3. Познакомились с видами народной игрушки: матрешкой, дымковской глиняной игрушкой, лоскутной куклой, узнали, откуда появился колокольчик.
  4. Приобрели трудовые и творческие умения и навыки.
  5. Произведения народного творчества пробудили в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствовали воспитанию патриотических чувств.

Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогла развить не только творческую личность. Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности.

 

Опубликовано: 15.10.2018