Нетрадиционные формы работы с семьёй. Клуб «Счастливые родители»
Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО
Автор: Долгушина Светлана Анатольевна
Организация: МБДОУ №6 «Василек»
Населенный пункт: ХМАО–Югра, Тюменская область, г. Сургут
Дети воспитываются по тому образцу, каким является взрослый, а не разговорами
( Карл Юнг).
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
В законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
К сожалению реалии сегодняшнего дня таковы, что родители заняты зарабатыванием денег, соответственно ребенку уделяется меньше времени,чем нужно.Усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, недостаточно проводят время с детьми, не общаются с ребёнком. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В выходные проще сводить ребёнка в развлекательный центр или дать вдоволь наиграться планшетом.
Начав работать в группе младшего возраста, проведя анкетирование и проанализировав результаты, мы совместно с родителями,кроме традиционных форм взаимодействия ,таких как собрания, консультации, информационное просвещение, решили создать клуб «Счастливые родители» с целью вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско- родительских отношений.
Неформальное общение за пределами дошкольного заведения такое, как посещение выставок, культурно-исторических центров, библиотек помогают установить партнёрские отношения с родителями, повысить их педагогическую культуру т.е. сообщение им знаний, формируют у них педагогические умения, навыки. Кроме того родители участвуя в подобных мероприятиях ,как не порадоксально , это звучит, познают своего ребёнка .
Совместные походы так же благоприятно влияют и на детское общение. Детская дружба выходит за рамки сад, ребята стали приглашать друг другу в гости, общаться.
Дети естественным образом наблюдают и повторяют то, что делают другие люди, в особенности их родители. По сути дела, именно сильно развитая способность подражать чужим действиям учит их, как поступать в той или иной ситуации.
Дети воспроизводят типы поведения и эмоции, которые видят в повседневной жизни. Для успеха воспитания огромное значение имеет положительный пример. Вряд ли ребёнок будит любить книги, если родители не читают. Вряд ли возможно воспитать отзывчивость и заботу о ком-то если родитель не разрешает завести питомца, или папа не любит животных. Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь - развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания.
В течении четырех лет, мы вмести интересно и с пользой проводили время. Это поход в городскую библиотеку №4 . «Нужна ли библиотека малышу?», родители познакомились с книжным фондом, подобрали литературу по возрасту.Поход на станцию Юных натуралистов в рамках акции «Зимняя кладовая»(в ней мы участвуем ежегодно). Разные мастер-классы проводились на базе сада в уютной русской избе: «Чем играли наши прабабушки? Тряпичные куклы «Птичка в колыбель» и«Зайчик на пальчик», «Яичко расписное» , «Пасхальное чудо-дерево») (реализация социо-культурной программы «Истоки» .
Ежегодно в нашем Доу проходит фестиваль «Соцветие народов». Это грандиозный праздник в котором принимают участие все воспитанники сада.. Каждая группа представляет народ ,изучает её культуру, готовит музыкальный номер, представляют национальные блюда.(Воспитание патриотизма, уважение к многонациональности России, уважение к народам других стран).И конечно не остаются безучастными родители. Мы обсуждали костюмы, готовили номера, проводили мастер-классы, посетили выставку «Японская культура» в галереи искусства.
С удовольствием родители принимали участие в акции «Зелёное золото Югры» . Родители развешивали листовки, нарисованные детьми ,на подъезде своей квартиры и в рабочем кабинете. С энтузиазмом расчищали снег на субботнике и находили время принять участие в спортивных соревнованиях, после трудового дня.
Принимали участие в проекте «Огород круглый год», «Наш зелёный детский сад» , «Помидорка». Завозили землю, делали грядки вместе с детьми, высаживали цветы (реализация по экологическому воспитанию «Четыре краски года»).
Принимали участие в проекте «Здоровые зубки» (молодые родители узнали новое и для себя ,например, что зубы у детей могут портиться из за чрезмерного потребления сока).
Посетили культурно-исторический центр «Старый Сургут» и вместе с детьми расширили свои знания о жизни коренных народов Севера-ханты.
Посетили центр детского творчества «Поделкино- Мастерилкино»,вместе с мамами создали топиарий для украшения интерьера.
Продолжили знакомство с историческими местами Сургута ,посетили дом купца Г.С Клепикова, единственный памятник архитектуры рубежа 18-20 веков, сохранившегося на своём историческом месте. Дети участвовали в познавательной-игровой программе ,сделали поделку птичку и вместе с родителями пили чай из настоящего самовара.
Клубная форма по взаимодействию с семьёй дала определённый результат: родители стали активными участникам жизни группы, верными помощниками педагогов.
Роль семьи в воспитании ребенка, бесспорно, велика. Именно в этом институте закладываются основы личности. От того, каким будет воспитание, зависит дальнейшее построение ребенком модели собственной семьи.